Шагаа 2015

Вплоть до XV века на Руси Новый год наступал 1 марта, как в Риме, а с XV века – 1 сентября, как в Византии. Последние 315 лет в России Новый год празднуется 1 января. Все мы, когда были детьми, ждали в новогоднюю ночь чуда. Повзрослев, поняли, что ночь с 31 декабря на 1 января – не более чем просто смена календарного месяца и года. За этим «праздником» нет никакого сакрального смысла. Просто однажды люди в большей части стран сговорились именно на этой дате.

Праздник Шагаа в этом смысле – особенный день. Новый год наступает не в полночь. Точное время древние тувинцы определяли по собственной руке: считалось, что смена ночи и дня происходит в тот момент, когда становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом.

В ночь накануне Шагаа желательно не спать, хотя бы в промежутке между 3 ночи и 6 утра - ведь Новый год наступает не в полночь, а с восходом солнца в первый новогодний день. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мёртвых и не благословляет.

За три дня до Шагаа и в течение месяца после наступления Нового года нельзя совершать неблаговидные поступки, в том числе употреблять алкоголь. В этот период стократно увеличиваются благие деяния и настолько же - обратные.

Первые два года накануне Шагаа мне предоставлялась возможность на собственной шкуре ощутить борьбу добра со злом. Словно по закону подлости, складывались конфликтные ситуации буквально из ничего. В этот раз, зная, как может быть, мне удалось проявить бдительность, и конфликтов до праздника не было. Зато я стала свидетелем того, как конфликты были у других. Зло не дремлет…

Поездка стала для меня вызовом, на сей раз. Когда было объявлено, что мы едем не на своё традиционное место под Абрамцево, а в Мытищи, внутри всё запротестовало. Как же так? У шаманов есть свои сакральные места, которые они не меняют просто так! Когда возмущённость прошла, и наступило спокойствие, вспомнились слова Дона Хуана о том, что воин текуч и способен принимать все изменения. А почему бы не на новом месте? Кто сказал, что будет хуже? Всё это разум, тяга схватиться за привычное. Привычка же, как известно, одна из основных причин физического старения тела. Оставаться в тонусе и сохранять молодость тела помогает лишь новое и открытость человека новому. Когда вспоминаешь об этом, видишь, как эго пытается диктовать свои правила. После осознания остаётся лишь бросить ему вызов и сделать всё наперекор – поехать.

Мы выдвинулись ночью на машинах. Дорога была недолгой и лёгкой. Не успели очнуться – уже приехали на место. В клубе йоги и цигун «Гармония» вместе с друзьями дождались, когда подъедут остальные участники. Людей в этот раз собралось очень много. Мы играли на барабанах, варганах, пели, общались. Все были в предвкушении праздника. Перед тем, как выйти, все выпили чай Силы с саган-дайлёй. Это растение собирают на Алтае, в Тыве, Хакасии, Китае и Тибете. Эффект от него лучше, чем от любого магазинного энерготоника, да и полезно оно для здоровья, в отличие от «синтетики».

В начале пятого утра, не спеша, мы выдвинулись в лес. Место проведения праздника находится совсем недалеко от клуба, на территории Мытищинской котловины.  И хотя она называется котловиной, на самом деле это возвышенность у поймы Пироговского водохранилища. Мы пересекли трассу и оказались в лесу. Оглянувшись назад, я увидела, как сквозь деревья просвечивают огни ночных фонарей. Мда, – подумала про себя, – не аутентично… Цивилизация совсем рядом, нет ощущения уединённости, близости к Природе. Но, это лишь первое впечатление. Дорога была хорошо протоптана и видна. Рядом шла лыжная колея. Марево, что в небе от городской иллюминации, отражалось от снега, и фонарь не пригодился. Ощущение близости города и суеты присутствовало лишь до того момента, пока мы не пересекли одно любопытное место. Редкие деревья резко сменились густой рощей. Будто бы арка, в этом месте над нами нависал изогнутый ствол молодого гибкого дерева, а по бокам от него, словно стражи, стояли могучие ели. Именно в этом месте ощутился резкий переход в другой мир. Не мудрено – у этой арки нас уже встречали Хозяева. Они были огромны, но так же гостеприимны, как Абрамцевские. Как и положено добрым хозяевам, они сопроводили нас до места, и, начиная с этого момента, ни на миг не покидали.

По традиции, мы начали приготовления к празднику. Женская часть накрывала столы для Духов и для себя, а мужская была занята подготовкой священного ритуального костра с подношениями. Вся еда по правилам доставалась из упаковки и красиво выкладывалась на тарелки. В стаканы налили молоко и сливки. Оба стола ломились от яств: фрукты, орехи, сыр, печенье, конфеты – всего этого было море. На стол Духам и в Сан, т.е. ритуальный костер, клали только первую, верхнюю (тув. устуу), т.е. извлечённую из только что открытой упаковки, еду. Нарядный вышел священный костёр с подношениями. Каждый в него положил дары от себя: орехи, шоколад, печенье, блины, сыр, но самое главное – топлёное масло. Его в этот раз было очень много. А мяса не было совсем, Коза не любит мясо.

Перед началом обряда каждый из нас разбрызгал молоко по сторонам света специальной ложкой – девятиглазкой (тув. тос-карак). Она так называется, потому что имеет девять маленьких круглых углублений. Смысл этого действия заключается в том, что во время разбрызгивания молока каждый говорит свои благопожелания этому месту, Матери-Земле и Небу и белая еда попадает сразу на девять Небес. Чтобы ускорить процесс, налили ещё один стакан с молоком, а вместо девятиглазки выступила веточка артыша. Это ещё одна практика разбрызгивания (тув. чажыг) подношений, принятая у тувинцев Тоджи в Тыве.  И снова, дабы испытать меня на текучесть, мне выпало разбрызгивать молоко не девятиглазкой, а веткой артыша… Снова разум пришёл в недоумение: но ведь это не по правилам! Для обряда нужна специальная ложка! В этот раз ещё быстрее удалось взять капризное эго под контроль и осознать, что подобная реакция – очередная уловка разума и тяга делать «как обычно».

После того, как столы были накрыты, молоко разбрызгано, а костёр сложен, по четырём сторонам от него воткнули ветки артыша. Наши шаманы оделись в ритуальные халаты, провели окуривание себя и всех нас священным дымом артыша, и обряд начался. Впервые за три года я молилась на протяжении всего обряда. Обычно просто стояла и ни о чём не думала, старалась держать голову чистой, а сейчас, после наставлений шамана, поняла, что надо не просто стоять, а просить. И я молилась так, как не молилась никогда в жизни… Руки сложила в гассё, напротив сердечной чакры, и молила Духов услышать меня. У меня есть в жизни задачи и цели, которые нужно осуществлять. Есть благие стремления, близкие и понятные Духам. Впервые в жизни упомянула и своих сродников, хотя обычно за них никогда не молилась. Просто не считала нужным. А ещё молилась за тех, кто мне дорог, за людей, которые не являются моими родственниками, но которым есть место в моём сердце. Они много делают для меня, близки по духу и уж точно заслуживают того, чтобы я вспомнила о них в самый главный день года.

Во время обряда происходило много интересного. Пения шаманов разносились на много метров вокруг, казалось, голоса звучали со всех сторон. Были и ещё чьи-то голоса. Не могла разобрать – чьи именно. Один шаман вошёл в глубокий транс, свидетелем чего я стала впервые. Разное бывало на обрядах, но чтобы так душевно – впервые на моей памяти. Я видела, как Дух действовал через него, и это завораживало. Я даже на мгновенье отвлеклась от молитвы. Отметила, что за весь обряд мне не было холодно, да и руки не затекли в позе гассё, хотя по всем законам физики должны были устать за такое время, т.к. обряд длился более трёх часов. Напротив – в них чувствовалась лёгкость. Держать их так было удовольствием. Холод начинал пробирать тогда, когда отвлекалась от молитвы. Стоило мне только вернуться к разговору с Духами, как от ног тут же поднималось тепло, и холод отступал.

Шаманы танцевали и вокруг нас, и вокруг костра. Всякий раз, когда за моей спиной камлал кто-то из шаманов, всё тело покрывалось мурашками, а звук был внутри меня. В такие моменты мне хотелось только одного – чтобы надо мной постояли подольше. Тело балдело от вибраций бубнов и с благоговейным трепетом ожидало следующего такого момента.

Костёр догорел и сложился определённым образом – слегка закрутился спиралью. Духи приняли все наши подношения. Сгорело даже то, что просыпалось и лежало рядом, сгорели и дрова до самого основания. Мы все поклонились священному костру, а затем шаман объяснил нам, что Духи не просто приняли наши молитвы, они их одобрили. Все получили добро от Духов на то, о чём просили в молитвах.

Начало светать. Мы встали лицом в направлении Востока, чтобы поймать самые первые лучи восходящего солнца. В этот раз я ощутила, как эта Сила била мне в ладони неоднократно, а я принимала её и вдыхала в себя. Эта энергия Нового года будет помогать в течение всего года. Она даёт молодость и здоровье.

Следом мы искупались в новом снегу. В этот раз решила не снимать куртку, хотя было не холодно. Просто вывалялась в снегу, как это делают собаки. Очень знакомая и приятная процедура.

После купания в снегу и очищения одежды ото всего старого и изжившего себя, настало время завязывания молитвенных лент. Наши шаманы соорудили между стволов деревьев специальное место для цветных лент. Когда завязывала каждую из лент, искренне благодарила Духов, Небо, Природу, Мать-Землю, попросила за свой родной край, в который перееду жить, за себя… и тут у меня возник вопрос.

- А можно завязать молитвенную ленту за кого-то, кто в силу разных причин не может присутствовать здесь?
- Нужно! – ответил шаман. – В этот раз нужно завязать как можно больше лент с благопожеланиями, потому что мы первый раз работаем на этом месте.

Моё сердце наполнилось радостью за то, что я могу сделать доброе дело. И я завязала ленту, вложив туда всю благодарность и самые благие пожелания на этот год. Вот теперь всё сделала правильно. Первый раз за всё время, что езжу на Шагаа, осталось ощущение, что все этапы с моей стороны выполнены должным образом. Бросила вызов своим привычкам, сориентировалась на новом месте и, наконец, поняла, в чём весь цимес обряда.

В завершение празднования мы курили трубку мира. Это делается не всегда, но в этот раз всё сложилось так, что трубка была нужна. И, надо сказать, она оказалась очень кстати. Пока мы передавали трубку от одного к другому, шаман нас спросил, не видел, и не слышал ли кто что-то необычное. Я рассказала про акустический эффект и заметила, что присутствовали ещё голоса, но не смогла разобрать. Выяснилось, что это голоса древних тувинских Шаманов, которые были приглашены на обряд. Наш шаман пояснил: "Пожизненный Президент всех Тувинских Шаманов, Живое сокровище Шаманизма и просто замечательный человек, учёный, профессор М.Б. Кеннин-Лопсан дал разрешение ему призывать Духов, когда очень нужно". А в этот праздник было очень нужно, чтобы они тоже присутствовали с нами. Самому Монгушу Бараховичу в этом году 10 апреля исполняется 90 лет! Пользуясь случаем, наш шаман обращается к нему с благопожеланиями: "Многих лет здоровой жизни и низкий поклон Вам, Монгуш Барахович Кеннин-Лопсан".

Мы выходили из леса всё так же в сопровождении Духов. Они довели нас до той самой арки. Мы поблагодарили их за чудесный праздник, и направились по домам.

Вот мы и встретили Новый год. Он будет удачным, всё у всех сбудется. Духи будут помогать каждому, кто в эту ночь молился на обряде и повязал ленты с благопожеланиями, и тем, для кого эти ленты были повязаны. А ветер, всякий раз развевая молитвенные ленты, будет вновь и вновь произносить наши молитвы за этот Мир, за нас и за тех, о ком мы просили. Шагаа биле!
 
Monica Cardenas
20 февраля 2015 г.

Фото костра и праздничного стола – Евгения Воробьёва.
Фото символа года и родного края – Monica Cardenas.
Остальные фото – Яндекс.фото
При написании отчёта использованы материалы сайта "Саянское кольцо"
PS: все фото подписаны. Чтобы прочесть название, наведите курсор мышки на фото.