karelia.jpgkolumbia.jpgpooserie.jpgsahara.jpgsayany.jpgudombaj.jpg

Море дьявола

Ещё совсем недавно весь мир говорил о Бермудском треугольнике. Происходившие там одно за другим таинственные исчезновения привлекали к себе всеобщее внимание. Не так давно поползли слухи о том, что в мире появился ещё один «Бермудский треугольник». Море дьявола - крупная геоаномальная зона, район треугольника с вершинами на островах Хонсю, Лусон и Гуам, находится в Тихом океане к юго-востоку от Японии.

Точные координаты не может назвать ни одни моряк или учёный. Кто-то говорит, что оно расположено в 70 милях от восточного побережья. Вторые утверждают, что Море дьявола находится в 750 милях от побережья между островами Иводзима и Бонин. Третьи исследователи указывают на район около рифа Медзин. По мнению же самих японцев данная аномальная зона расположена около острова Мияке, который находится на 65 миль южнее Токио.

Его часто называют – «Японские Бермуды» и «кладбище» Тихого океана. Оно имеет настолько дурную репутацию, что порой превосходит по гибельности даже сам Бермудский треугольник. Ещё одно название «Японских Бермуд» - это «треугольник Дракона». Японцы называют его также Морем духов. Название это сложилось исторически. В древних преданиях сохранились сведения о драконах, то и дело всплывающих из морской пучины и забирающих души несчастных мореплавателей. В I тысячелетии до н. э. в Японии ходили легенды о дворцах под водой, в которых жили морские чудовища, например, огромный дракон.

Существует множество эпитетов для этого места: дьявольский треугольник, тихоокеанский треугольник, формозский треугольник. Последнее название не совсем понятно, так как Формозой в древности именовали Тайвань, однако, название почему-то прижилось.

Такие громкие негативные названия эта часть Тихого океана получила не случайно: суда и самолёты исчезают здесь гораздо чаще, чем в других регионах. Вот почему японцы опасаются этого района так же, как американцы и европейцы – Бермудского треугольника. Эта зона входит в пояс Дьявола, в которой находится 5 зон. Другие четыре: Бермудский треугольник, Гибралтарский клин, Афганская аномальная зона и Гавайская аномалия. Когда учёные расположили все эти аномальные районы на глобусе, то обнаружили, к своему изумлению, что они находятся не только на одинаковом удалении от экватора, но и равномерно распределены по окружности глобуса на расстоянии 72° друг от друга. По мере того как на глобус наносились всё новые и новые места исчезновения судов, каждый район приобретал форму овала или ромба с одинаковым для всех наклоном на восток. Дальнейшие исследования обнаружили пять таких же ромбовидных районов в южном полушарии, равномерно расположенных по земной окружности.

Сравнение Моря дьявола с Бермудским треугольником неслучайно. Бермудский и Японский треугольники располагаются на противоположных сторонах Земли. Оба они расположены на одной и той же широте; у них много общих черт в распределении морских течений; к тому же через Бермудский треугольник и Море дьявола проходит линия так называемого нулевого магнитного скопления. Говорят, что много лет назад немецкая предсказательница перед смертью рассказала своей сестре о некоем Море дьявола, которое заставит плакать многих людей. Вот последние слова умирающей пророчицы: «Уснёт Море дьявола лишь тогда, когда…». Она не договорила. Что она имела в виду? Сможем ли мы это узнать? Скорее всего, на этот вопрос теперь ответит только время.

 

История катастроф

 

Вообще, к Морю дьявола долгое время никто не проявлял особого интереса. Первые сообщения о том, что здесь пропадают люди и корабли, относят к далёкому 1896 году. Тогда несколько рыболовецких шхун не вернулись домой. Проведённое расследование не выявило никаких следов крушений, а гибель небольших рыболовецких судёнышек не привлекала к себе должного внимания, хотя почти все они исчезали или тонули при загадочных обстоятельствах.

Только в 1950-1954 годах в этих водах пропало 9 грузовых судов, больших и технически хорошо оснащённых. Особенно тяжёлым ударом для военных была потеря эсминца «Сила Солнца», который мог обнаруживать объекты размером с корову на расстоянии до 200 километров. Военные, конечно, очень встревожились, так как в связи с исчезновением эсминца под угрозой оказались многие секретные разработки. Корабль искали больше месяца, проверяя каждый квадратный метр морской поверхности, но безуспешно. В результате усиленных поисков было найдено всего несколько обломков, однако людей обнаружить не удалось. Море дьявола наконец-то попало в поле зрения общественности. Что характерно, всем случаям исчезновения сопутствовала хорошая и безветренная погода. Только один из исчезнувших кораблей успел послать сигнал бедствия, остальные словно испарились, мгновенно и бесследно.

Японское правительство возлагало большие надежды на исследовательское судно «Кайомару», которое с помощью своих приборов должно было обследовать морское дно, найти затонувшие суда и внести ясность в ситуацию со странными исчезновениями. Но этим планам не суждено было сбыться. 11 августа 1952 года «Кайомару» взорвалось в шести километрах от берега на глазах у многих очевидцев. Гибнущее судно видели с другого сухогрузного судна, но не сумели подойти к месту катастрофы. На борту судна находился 31 человек. Водоизмещение судна составляло 210 тонн. Ни морская береговая охрана Японии, ни американские самолёты ВВС не обнаружили никаких остатков судна. Куда же оно пропало?

В результате расследования, проведённого береговой охраной Японии, 24 сентября 1952 года было объявлено, что «Кайомару» (то самое, которое успело послать сигнал бедствия), попало в зону действия подводного вулкана, и его перевернула большая волна. Но куда делись остальные восемь кораблей? На этот вопрос никто так и не смог ответить.

30 сентября 1952 года несколько японских рыбаков на шхуне «Тосуи-Мару» утром вышли из маленькой бухты. Её водоизмещение составляло 60 тонн, количество людей на борту так и не установили. Они проделывали этот путь сотни раз, поэтому никакие рассказы о Море дьявола не могли их напугать. Как оказалось, напрасно, поскольку больше этих рыбаков никто не видел. Недалеко от рифа Мёдзин судно «Тосуи-Мару» пропало. Официальной версией катастрофы признали взрыв вулкана, который породил мощную волну, поглотившую судно.

Через несколько недель к берегу прибило судно. Оно не имело никаких повреждений, и было вполне готово к плаванию. Всё выглядело так, словно люди покинули его совсем недавно, даже стол был накрыт. Самих рыбаков так и не нашли. Как это объяснить? Может быть, они потерпели крушение в шторм? Но тогда остались бы хоть какие-нибудь обломки. Так в чём же дело?

Затем произошло ещё несколько подобных загадочных исчезновений. Это судна «ГуроСио-Мару» (23 человек на борту), «СёХуку-Мару» (29 человек), «СинСей-Мару» (17 человек), «ГуроСио-Мару» (18 человек), «ФуЯ-Мару» (26 человек), «СейСё-Мару» (25 человек), «КоЗи-Мару» (25 человек) и другие.

В 1955 году Море дьявола было официально признано гиблым местом, которое небезопасно для мореплавателей. В газете «Йомиури симбун» за 14 января 1955 года была опубликована такая информация: «Место… называют «Морем дьявола». В течение пяти лет там пропало девять судов. Причины неизвестны…». Но и после этого трагедии не прекратились.

Многие старались объяснить достаточно частые пропажи кораблей и самолётов в этом районе близостью океанских течений, резкими перепадами температуры, штормами, извержениями вулканов, которые могли вызвать различные аномалии в водном и воздушном пространстве.

Но ВВС США, страховые компании, различные морские организации были очень озабочены и удивлены такими пропажами. Оправдания спецификой географического расположения оказались не достаточно убедительными. Тем более что географическое положение никак не объясняет хаотические самовращение магнитных стрелок в этом районе, пропажу радиосигналов и исчезновения сигналов с экранов радиолокаторов судов, оказавшихся в Море дьявола, гравитационных и магнитных отклонений.

В 1968 году известный американский гидробиолог и исследователь неведомого А. Т. Сандерсон впервые выдвинул идею о том, что данные аномальные зоны неким образом связаны между собой. Многие учёные до сих пор придерживаются такого же мнения.

В декабре 1976 года в этом районе, севернее Филиппинских островов, произошла катастрофа с норвежским танкером «Берге Истра», который, как считается, погиб из-за произошедшего на нём взрыва.

10 января 1977 года японский самолёт обнаружил на поверхности океана пятна серо-белого, серо-зелёного и жёлто-коричневого цвета. Учёные высказали догадку, что виной всему являются подводные вулканы, располагающиеся на глубине 130 метров. Через месяц в 200 км от этого места учёные нашли жёлто-зелёный столб воды, а ещё позднее - подводный вулкан, находящийся в 3 метрах от поверхности!

Через некоторое время возникший было, интерес к Морю дьявола стал ослабевать. Случавшиеся здесь время от времени таинственные исчезновения не возбуждали любопытства по той простой причине, что относились они в основном к частным лодкам и катерам, а морские перевозки проходили в обычном режиме. Так продолжалось до тех пор, пока пару месяцев назад не произошёл случай, заставивший всех снова вспомнить о Море дьявола.

Частное английское судно вышло из японской бухты при ясной погоде. Собственно, никаких определённых целей владелец судна Бобби не преследовал. Вместе с семьёй он просто решил прокатиться на своём корабле. Через два дня его жена заметила вдалеке чёрное пятно, которое оказалось шхуной, стоявшей почему-то на одном месте. Каково же было удивление экипажа, когда они обнаружили, что на борту дрейфующего судна никого нет. При этом у шхуны были полностью сохранены мореходные качества. Безлюдное судно в открытом океане – это было так поразительно, что Бобби сразу вспомнились рассказы о таинственных водах этого района. На шхуну взобралось несколько матросов, и оба корабля взяли курс на японский остров Мияке. Ночью они потеряли друг друга из виду. Утром встретились опять, и снова на шхуне не было никого живого.

Можно представить какой переполох поднялся на побережье, когда эта история стала известна. Все снова заговорили о Море дьявола, тем более что вскоре при загадочных обстоятельствах снова стали исчезать суда. Как и полвека назад, это происходило только с частными судами.

Кроме морских судов, здесь терпят катастрофы и самолёты. В книге В. Войтова об этом сказано следующее: «Легенда о «Море дьявола» утверждает, что немало самолётов, взлетевших с Гуама, как в годы Второй мировой войны, так и в наши дни, бесследно исчезли в воздушном пространстве над «Морем дьявола». Действительно, имелись сообщения об аварии военных самолётов, базирующихся на Гуаме, а также о нескольких авиакатастрофах гражданских самолётов, направлявшихся в Северную Америку и в Австралию, случившихся над Тихим океаном. Достоверных сведений об исчезновении гражданских самолётов в воздушном пространстве над «Морем дьявола» нет».

Зимой 1980-1981 годов за одну неделю в этом районе погибло сразу 6 кораблей.

В начале августа1998 года на базу Мисава, расположенную на острове Хонсю, летели три реактивных истребителя японских ВВС. Примерно в семь часов вечера с радаров службы слежения исчезли два из них, а с третьего поступило сообщение о том, что пилот видит «огромную шаровую молнию красного цвета». Затем третий истребитель сделал резкий манёвр, чтобы избежать столкновения с «шаровой молнией». Позже патрульные корабли обнаружили полуметровый обломок горизонтального стабилизатора одного из исчезнувших самолётов.

9 октября 1998 года, примерно в 20 часов исчез ещё один японский истребитель, и тоже в районе базы Мисава. Радиоконтакт с самолётом прервался неожиданно, причём до этого никаких тревожных сообщений с борта самолёта не поступало. Поисковые корабли обнаружили часть крыла этого истребителя. Японские военные расследовали обе эти катастрофы, но дать убедительного объяснения об их причинах не смогли. Наконец, не имея никаких фактов о реальной причине гибели самолётов, руководство японских ВВС не исключило возможности столкновения истребителей с… НЛО!

 

Теория причин катастроф

 

Учёные предполагают, что причин появления геопатогенных зон может быть несколько. В первую очередь к ним относят глубокие разломы в кристаллических породах земли. Также причина может крыться в пересечении нескольких потоков воды, находящихся под землёй на разных уровнях, и в магнитных аномалиях. Существует специальная геобиологическая сетка Хартмана, на которой зафиксированы энергетические полосы, тянущиеся с запада на восток и с севера на юг. Всех факторов, влияющих на появление подобных аномальных зон назвать не может никто, также как и определить причину их появления. В народе подобные геопатогенные зоны называют просто чёртовыми или проклятыми местами.

В таких зонах часто наблюдается нарушение течения времени, люди по-другому начинают воспринимать его ход. Может показаться, что прошло каких-то три минуты, а окажется, что минуло три часа. Геопатогенные зоны часто отрицательно влияют на самочувствие человека, появляются разбитость и слабость. Человек может начать испытывать безотчётный страх, необъяснимую панику, появляется ощущение, что за тобой кто-то постоянно следит.

Также может наблюдаться бессонница, вслед за которой придёт мертвецкий сон, но после него человек будет чувствовать себя истощённым и словно больным. Благодаря проведённым исследованиям удалось установить, что в геопатогенных зонах не прорастают семена многих растений, например, гороха, огурцов, пшеницы, бобов. Выведенные в аномальных зонах мыши страдали от недостатка веса, у них развивались опухоли, они приносили меньше потомства, которое также могли пожирать, наблюдалось явное отклонение в их поведении.

Никто не может ответить на вопрос, каковы же причины таинственных событий, наблюдаемых в дьявольском треугольнике. Исследователи выдвигают несколько десятков всевозможных теорий, среди которых есть как реалистические, так и фантастические.

Приверженцы фантастических теорий склонны предполагать, что в наблюдаемых аномалиях виноваты неопознанные летающие объекты, а также некие корабли-призраки, стремящиеся потопить все суда, проплывающие по охраняемой ими территории. Также выдвигаются мистические теории о существовании загадочного отверстия в небе, через которое можно проникнуть в параллельные миры. Якобы именно это отверстие и приводит к странностям со временем и пространством. Так это или нет, но ясно одно: эта зона является смертельно опасной и в любом случае таинственный источник её аномальности находится в тёмных пучинах океана.

К реалистическим причинам относят, прежде всего, опасную метеорологическую обстановку. В зоне Моря дьявола часто дуют сильные ветра, здесь случаются мощные штормы, а также нередко происходят смерчи и ураганы. Кроме того, в этом районе сходятся воздушные и водные потоки, которые оказывают одновременное действие. Всё это и делает район дьявольского треугольника угрожающим для жизни. Также здесь случаются блуждающие волны, высота которых порой достигает 30 метров. Этого вполне хватит, что накрыть даже большое судно и унести его на океанское дно.

Также среди причин называют инфразвуковое воздействие, которое влияет на психику членов экипажа, приводя их в панику и заставляя прыгать с борта корабля в воду.

Причиной аномалии могут быть завихрения магнитных полей, что выражается в таинственном свечении, водоворотах, бьющих из-под земли фонтанах, поломке навигационных и бортовых приборов, неправильной работе часовых механизмов.

Но это всё только лишь предположения. А каковы же факты? Как не разгадана тайна Бермудского треугольника, так и Море дьявола остаётся для учёных абсолютной загадкой. Пока наука не сможет дать чёткого и убедительного ответа на вопрос, что или кто является причиной всех этих исчезновений, до тех пор будут существовать все эти предположения, гипотезы и домыслы об инопланетянах, временных искривлениях, антигравитационных полях и т.д. А может быть это и не домыслы! Кто знает? Учёные лишь попытались привычным для них языком науки объяснить происходящие аномалии в этой зоне.

 

Тайфуны и подводный вулканизм

 

У этого страшного места есть одна характерная особенность: воды Моря дьявола часто и неожиданно меняют свой цвет. Утром цвет воды может быть красноватым, а к обеду он становится тёмно-бурым. Иногда море приобретает светло-серый или ярко-зелёный цвет.

Часто на территории дьявольского треугольника наблюдается внезапное бурление воды, охватывающее большую площадь. Белая пена покрывает поверхность моря, при этом раздаётся странный звук, похожий на громкое кипение чайника. Это вырываются из морских глубин газы. Если судно оказывается в самом центре такого выброса, то оно может моментально пойти на дно. Так как плотность газа намного меньше плотности воды, даже очень тяжёлое судно может внезапно потерять плавучесть и опуститься в глубину на несколько десятков метров. Подобное явление происходит мгновенно, экипаж кораблей даже не успевает послать сигнал бедствия, и корабль быстро тонет.

Характер волнения, например, в центре тайфуна наиболее опасен для судов, хотя внешние признаки – отсутствие ветра, почти безоблачное небо с лёгкой дымкой перистых облаков – действуют на экипажи находящихся здесь кораблей успокаивающе.

В областях тайфуна, граничащих с пространством, в котором наблюдается хорошая погода, особенно в его передней половине, где ветер может являться слабым или свежим, обычно моросит дождь, который с усилением ветра переходит в сплошной ливень. Волнение в зонах тайфуна, впрочем, как и любого тропического циклона, переносится судами значительно тяжелее, чем волнение при штормах в умеренных широтах. Это связано, в частности, с тем, что с увеличением силы ветра он постоянно меняет своё направление, а образующиеся при этом волны не совпадают в этот момент с его направлением. Страшные бури сменяются мёртвыми зыбями, в воздух вырываются водные купола, окраска воды то и дело меняется, причём на значительной площади.

Большинство тайфунов из области своего зарождения вначале передвигаются на запад, затем они направляются на север, а после этого на северо-восток. Средняя скорость перемещения тайфунов незначительно превосходит 25 километров в час, хотя она изменяется в широких пределах – от 10 до 50 километров в час. Это сравнительно небольшая скорость движения тайфунов даёт возможность судам, имеющим на своём борту хорошо налаженную синоптическую службу, уклониться от встречи с ними.

Тёплая вода в западной части Тихого океана, где зарождаются тайфуны, занимает более обширные пространства, чем в Атлантике, а потому бури здесь ещё мощнее. Море дьявола - рекордсмен по числу тайфунов: их бывает до 40 в год! И чаще всего они «орудуют» с июля по октябрь. Нужно сказать, что внутри любого тайфуна всегда существует очень сильный ветер. Кстати, по-китайски «тайфун» и означает «большой ветер». Огромные скорости ветра в тайфунах представляют большую опасность как для мореплавания, так и для полётов самолётов.

Акватория Моря дьявола таит, как уже упоминалось, ещё одну опасность, которая, хотя и достаточно редко, но способна быть причиной катастроф. Это – подводный вулканизм. Здесь очень часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Поэтому острова и другие участки суши очень быстро возникают и так же быстро пропадают под водой. На востоке зоны протягивается гирлянда вулканических островов Нампо и Марианских, а с запада её ограничивают более крупные острова Рюкю и Филиппины.

Острова Нампо, например, в большинстве своём представляют скалистые неприступные утёсы с белой пеной прибоя у их подножия. Здесь на подводных скалах разбилось немало судов и в прошлом и в нашем веке. Часть из них потерпела крушение в шторм, налетев на прибрежные рифы, а другие – в хорошую спокойную погоду. Дело в том, что у этих островов много действующих вулканов.

Острова Рюкю гористы, и многие из них окаймлены коралловыми рифами, покрытыми к тому же водорослями, поэтому при плавании у этих островов необходимо соблюдать предосторожности, особенно при неблагоприятном солнечном освещении. В районе островов Рюкю наблюдается активная вулканическая и сейсмическая деятельность. Здесь находятся очаги сильных землетрясений и моретрясений, в результате действия которых значительно изменяется рельеф морского дна.

Далее к югу находятся Филиппинские острова, многие из которых также окаймлены опасными для плавания в этих местах коралловыми рифами. Следовательно, к причинам происшедших в акватории Моря дьявола кораблекрушений следует отнести, кроме всего прочего, и… реальные навигационные ошибки вблизи вулканических островов.

Вот небольшой фрагмент, опубликованный в книге В. Войтова: «В отношении активной вулканической деятельности и сейсмичности геология «Моря дьявола» заметно отличается от геологических черт акватории Бермудского треугольника. Вместе с тем «Море дьявола» по некоторым природным особенностям имеет определённое сходство с акваторией Бермудского треугольника, но есть и отличия.

Сходство в динамике вод в том, что, так же как и западная часть Саргассова моря, акватория, которая названа «Морем дьявола», представляет западную периферию северного субтропического антициклонического круговорота, сформированного северными струями Северного Пассатного течения и аналогом Гольфстрима течением Куросио. Это течение почти такое же стремительное, как Гольфстрим…».


 

История морского волка

 

 «…Капитанам судов, посещающих районы, ограниченные указанными координатами, предлагается обращать внимание на комплекс рекомендованных мер, предотвращающих влияние аномальных явлений на состояние здоровья членов экипажа, с учётом возможного медицинского вмешательства…»

(Из инструкции капитанам рыбопромысловых судов)


- А ведь у Бермудского треугольничка есть на планете-матушке «близнецы»! - капитан Ассатиани лукаво посмотрел на нас, «молодёжь зелёную», только-только сбросившую с плеч курсантский бушлат,- не пугаю вас, мореходы, а, так сказать, просвещаю.

Напряжённый рабочий день окончен. Плотненько поужинав, мы, по заведённой на флоте традиции, собрались на полубаке - излюбленном месте отдыха экипажа в погожую погоду. А она к тому сегодня весьма располагала. Тихий океан был на редкость удивительно спокоен. Расположившись поудобнее на деревянном настиле палубы, наблюдали мы за медленно уходящим за горизонт огромным красно-оранжевым диском.

- Если солнце село в тучу, ожидай на море бучу! - неожиданно певуче нарушил молчание присутствующих Шалва Георгиевич.

Мы все недоумённо уставились на кормчего, мысленно обратившись с вопросом: «О чём вы, какая там «буча», вон ведь какое спокойствие в природе?»

- Вон видите на горизонте тонюсенькую тёмную полоску в небесах? Она, она, проказница, испортит в ближайшие восемь часов всю эту прелестную картинку! - развёл вокруг себя руками капитан. - А я, мореход, неспроста-то разговор затеял. Курс нашей посудинки проложен через одно из интереснейших местечек на земных хлябях. Морской народ то смутное местечко «Морем дьявола» именует. Так оно ещё в глубокой древности китайцами да филиппинцами названо. Вон мы с боцманом накануне выхода в рейс колхозный рынок во Владивостоке посетили, пшеничкой запаслись. Зачем, спросите? Наматывайте на ус себе советы старого морского бродяги.

В длительном плавании, ребятки, как бы мы с вами не набивали корабельные рефрижераторные камеры овощами да фруктами, а витаминчиков-то, всё ж, морячку не хватает. А куда без них, родненьких нам деться, чем заполнить тот витаминный пробел в организме?

Мы ж с «драконом» иным способом ту проблему решаем - пшеничкой. Да, да, той самой сельхозкультурой, из которой, морячки, наша пекариха Фёдоровна каждое утро вам свежие душистые караваи на обеденный стол подаёт. Мы с боцманом её, ту пшеничку-голубушку, на тарелочке с голубой каёмочкой замочим и будем потом за обе щёки за милую душу уплетать. С медком.

Видя, как удивлённо полезли на лоб глаза ошарашенных собеседников, довольный мастер продолжал:

- Однако, мореходы, не только ради витаминов о пшеничке вспомнилось. Завтра к полдню мы будем пересекать с вами тридцатую параллель. Вот там-то нас и караулит «смутное местечко», о котором я вам говорил.

Капитан умолк, занявшись своей трубкой, кося выпуклыми глазами из-под седых кустистых бровей на молодых матросов.

-Ладно, ладно, не дрейфить! Ишь, губы развесили. Ваш старый бродяга-капитан зря никогда в «пекло» не сунется. Предлагаю, парни, каждому из вас научный эксперимент провести. Выпросите у боцмана по парочке десятков пшеничных зёрен. Бросьте их вечерком в блюдце с водой. Понаблюдайте за весьма интересным явлением завтра и в последующие дни. Только блюдце хорошенько закрепите, памятуя вон о той тёмной полоске на горизонте. Видите, мореходы, как тучка-то к нам шустро вышагивает!..

Наш старенький сухогруз-бедолага с великими потугами, поскрипывая корабельным набором, преодолевая высоченные валы разбушевавшейся стихии, следовал в Тихом океане курсом на Гонконг. Судно безжалостно трепало в том самом «тихом водоёмчике», который накануне вечером так ласкал наш взор полнейшим штилем!

Жарко, душно. Каютные кондиционеры не справлялись со своей задачей, температура в подпалубных помещениях зашкаливала далеко за сорок градусов. Памятуя совет капитана, мы частенько «ныряли» с верхней палубы в каюты, наблюдая за ходом «научного эксперимента». Пшеничные зёрна за ночь набухли. А к полдню дали великолепные зелёные ростки.

По капитанской рецептуре молодые моряки стоически пережёвывали весьма невкусные зёрна с ростками и на самом деле отменно себя чувствовали. Каждый из нас был удивительно активен, сохранял завидную бодрость и выносливость. Обычно в жарком, душном климате тропиков, да ещё вот в такую штормовую трёпку, моряк чувствует себя не очень-то комфортно.

- Ну как, экспериментаторы, самочувствие? - спрашивает Ассатиани, когда мы с напарником появились в рулевой рубке на вахту.

Мы наперебой загалдели, делясь впечатлением о необычных пшеничных всходах, а также на реакции организма на съеденные ростки.

- А что я вам говорил? - удовлетворённо улыбается капитан. - Море ведь дьявольское не только пугает человека, но и лечит…

Через несколько недель наше судно пересекало уже тридцатую параллель недалеко от острова-атолла Мидуэй. На очередной вахте у руля Ассатиани лукаво задал нам «сельхозвопрос»:

- Как, мужички, растёт пшеничка?

- Мистика какая-то, Шалва Георгиевич, - поднял выше ушей плечи мой напарник Колька, - зёрна, понимаете, почему-то перестали набухать. Лопаются, из оболочки какая-то клейкая белая масса, а ростков и в помине нет. Сунулись было с упрёком к «дракону», мол, пшеничку с гнильцой презентовал - он нас из своей каюты выпер, да ещё и балбесами обозвал!

Не стали говорить капитану, что который день чувствуем себя почему-то неважно, а зачастую просто разбитыми. Оказалось, что в таком же унылом состоянии пребывают почти все моряки, включая даже тех, кто не один десяток лет утюжил океанские просторы в этих широтах.

- Ладно, не таитесь, парни, - успокоил нас капитан. - Всё вижу, всё знаю. Вы думаете, я в норме? Терпите. Что поделаешь, судно находится в «Море дьявола». Вот в этих странных владениях Нептуна-батюшки бесследно пропадают небольшие суда, бывает, и канут в неизвестность самолёты. Что примечательно, парни, аборигены этих мест боятся кому-либо рассказывать о происшествиях, опасаясь мести…Дьявола! Обратите внимание, господа матросы, в этих местах не видно дельфинов, нет китов. Не сопровождают нас даже известные спутники моряка - чайки и альбатросы…

Через двое суток наш теплоход покинул необычную «океанскую пустыню», пересёк сороковую широту, пшеничка в блюдцах снова стала хорошо прорастать…

Листая однажды подшивку из популярных технических журналов, я натолкнулся на статью, вызвавшую в морском сообществе сенсацию. Несколько учёных в разных странах независимо друг от друга разработали любопытную гипотезу о земном ядре, которое, якобы, имеет форму растущего кристаллика. Оно оказывает влияние на все жизненные процессы, происходящие на водной поверхности. Накрыв условно географический глобус двадцатью разносторонними треугольниками, учёные получили своеобразные «узлы» и «рёбра» на всей поверхности земного шара. Один «узелочек» пришёлся на «Море дьявола», другой - на Бермудский треугольник. Оказалось, именно в этих «узлах» и «рёбрах» сосредоточены очаги древнейших цивилизаций!

Перечитывая журнальные строчки, я вспомнил рассказ своего однокашника по ростовской мореходке, калининградского капитана-рыбака. Готовясь к очередному рейсу в длительную промысловую экспедицию, Маравин, помимо пшеничных зёрен, взял с собой ещё и семена укропа, редиса, огурцов. На широте 29 градусов 30 минут он замочил семена, давшие на другой день прекрасные всходы. А когда промысловый корабль пересёк тридцатый градус в «смутном» тихоокеанском местечке, семена не только не давали ростков, но даже и не набухали. «Ты знаешь, - сообщает приятель, - какое у всех нас было гнетущее состояние! Некоторые ребята даже не могли выйти на работу с тралом. А один из моих морячков вообще собирался выброситься за борт - ужас! Но как только вышли мы из района со злополучным «узелком», сразу же самочувствие экипажа улучшилось, а все семена дали дружные всходы…»

Нет сегодня истинных объяснений тем аномальным явлениям на море. Остаются лишь догадки и предположения, однако, учитывая сам факт плохого самочувствия экипажей судов в «Море дьявола», медиками морских хозяйств разработан цикл предохранительных мероприятий, преследующих цель сохранения работоспособности и улучшения самочувствия моряков в «смутных» широтах Мирового океана. Инструктируя капитана перед дальним рейсом, в судоходной кампании ему не рекомендуют без крайней надобности «забираться» в эти коварные водные «узелки», прокладывая курс подальше от них.

При составлении статьи использованы публикации:
1. "Море дьявола" (материал Энциклопедии чудес, загадок и тайн)
2. "Тайна Моря дьявола" (материал Магического вестника)
3. "Море дьявола (Часть 1)" (материал сайта Загадки и тайны морей и океанов)
4. "Море дьявола (Часть 2)" (материал сайта Загадки и тайны морей и океанов)
5. "Море дьявола (Часть 3)" (материал сайта Загадки и тайны морей и океанов)
6. "Море дьявола (Часть 4)" (материал сайта Загадки и тайны морей и океанов)
7. "Из чего "сшит" Пояс дьявола? Море дьявола" (автор Валентина Пономарёва)
8. "Море дьявола" (материал сайта Объектив-Х)
9. "Море дьявола" (материал сайта Smerchweb.com)
10. "Море дьявола" (материал сайта Smerchweb.com)
11. "Море дьявола" (материал сайта Darkbook.ru)
12. "Море дьявола" (автор Валентин Алекумов)
13. "Море дьявола" (автор Приходько Валентин Иванович)

Программа о Море дьявола:

© СВОБОДА ПУТЕШЕСТВИЙ