karelia.jpgkolumbia.jpgpooserie.jpgsahara.jpgsayany.jpgudombaj.jpg

Бассов пролив

Всем известно, что на Земле существуют места, где постоянно происходят различные таинственные явления, которые наука пока не может объяснить. Это так называемые аномальные зоны, и на их территории чаще, чем где-либо, можно встретиться с проявлениями полтергейста, загадочными существами и, конечно же, неопознанными летающими объектами.

Во все века люди называли эти места гиблыми или проклятыми. Какова природа аномальных зон и сколько их на планете, сказать не может никто - ведь одни зоны «умирают», взамен появляются новые, которые могут менять своё местоположение, кочуя по поверхности Земли.

Бассов пролив (англ. Bass Strait) — пролив, разделяющий Австралию (англ. Australia) и остров Тасмания (англ. Tasmania) и соединяющий Индийский океан с Тихим. Длина пролива 490 км, ширина составляет 240 км, средняя глубина около 50 м, а максимальная -  до 97 м. Пролив возник всего около 10 000 лет назад в связи с повышением уровня моря. До этого Тасмания была частью австралийского континента. Пролив назван его открывателем Мэтью Флиндерсом (англ. Matthew Flinders) в честь корабельного врача и путешественника Джорджа Басса (1771 -1803) (англ. George Bass) в 1798 году.

Однако этот пролив оказался весьма неподатливым участком морского пути. Западные ветра, сильные течения и малые глубины (50—70 метров) создавали огромные волны и усложняли навигацию. К тому же прямо посередине пролива, щерясь зубчатыми рифами, встал остров Кинг (англ. King). Иногда это место называют «южно­австралийским треугольником». Именно здесь чаще всего (чуть ли не ежегодно) бесследно исчезают корабли и самолёты, над бурными волнами пролива и в морской пучине совершают свои загадочные манёвры неопознанные летающие и подводные объекты. Более того, именно в этих местах НЛО проявляют повышенное внимание к самолётам, приближаясь к ним на опасное расстояние, а порой сопровождают в течение достаточно длительного времени.

 

По кратчайшему пути или Истории пролива

 

В начале XIX века путешествие из Англии к восточному побережью Австралии продолжалось долгих 5 месяцев. Путь длиной в 19000 километров был не для слабонервных. Сотни пассажиров — в основном эмигранты и каторжники — обычно теснились в трюмах. Условия были прямо-таки нечеловеческими. Морская болезнь, паразиты, скудная пища и заболевания превращали путешествие в пытку. Многие умирали. Однако надежда на лучшую жизнь придавала людям сил и помогала выиграть схватку со смертью.

В 1852 году положение изменилось, когда Джеймс Форбс (англ. James Forbes), капитан корабля «Марко Поло», нашёл более короткий маршрут. Он не стал плыть через Индийский океан вдоль 39-й параллели, что казалось кратчайшим путём, но повёл корабль по так называемой дуге большого круга, направившись в сторону Антарктиды. Пробираясь между айсбергами и сражаясь с волнами, судно с 701 пассажиром на борту через 68 дней после отплытия прибыло в Мельбурн (англ. Melbourne), сократив время пути примерно вдвое. В самый разгар австралийской золотой лихорадки этот рекорд был как нельзя кстати. Прослышав о коротком пути, тысячи новоявленных золотоискателей ринулись на другой конец света.

Первой остановкой был мыс Отуэй (англ. Otway), примерно в 16000 километров от Англии. Широту мореплаватели вычисляли по таблицам с помощью секстанта, а долготу — с помощью хронометра, настроенного на время по Гринвичу. Его показания сверяли с местным временем, которое определяли по солнцу. Каждый час разницы равнялся 15 градусам долготы. По этим координатам — широте и долготе — опытный моряк довольно точно определял местоположение корабля.

Но порой не всё складывалось благополучно. Целыми днями солнце могло не выходить из-за туч. Кроме того, первые хронометры не всегда отличались точностью. Из-за погрешности в одну секунду судно за три месяца могло отклониться от курса на 50 километров. Под дождём, в тумане или темноте сбившиеся с пути суда не находили вход в Бассов пролив и терпели крушение у скалистых берегов острова Кинг или материка. Один капитан, завидев на безопасном расстоянии мыс Отуэй, с облегчением воскликнул: «Слава Богу, мы не ошиблись!» Наверняка, он был не единственным, кто произносил такие слова. Благодаря сноровке большинство моряков XIX века смогли благополучно пройти сквозь это «игольное ушко». Однако некоторые суда постигала печальная участь.

1 июня 1878 года клипер «Лох-Ард» направлялся к берегам штата Виктория (англ. Victoria). Была зима, над водой уже вторые сутки стоял густой туман. Он-то и нарушил полуденные показания секстанта, и корабль оказался намного ближе к материку, чем предполагал капитан. Неожиданно в предрассветных сумерках на расстоянии мили из тумана показались отвесные скалы высотой 90 метров. Команда в панике бросилась разворачивать корабль. Но все их усилия были тщетными: ветер и волны сделали своё дело. Не прошло и часа, как «Лох-Ард» налетел на риф и через 15 минут пошёл ко дну.

Из 54 человек спаслись только двое — юнга Том Пирс (англ. Tom Pearce) и пассажирка Ева Кармикел (англ. Eve Karmikel). Обоим не было и 20 лет. Том в холодной воде несколько часов держался за перевёрнутую спасательную шлюпку. Прибоем его вынесло в узкое ущелье между скалами. Заметив полоску берега, усеянного обломками корабля, он поплыл туда. Ева не умела плавать и 4 часа держалась за какой-то обломок, пока её не вынесло к тому же ущелью. Увидев на берегу Тома, она позвала его на помощь. Он бросился в воду, и целый час боролся с прибоем. Наконец ему удалось вытащить её на берег. Девушка была почти без сознания. Позже она рассказала: «Том отыскал небольшой грот в 50 метрах от берега и принёс меня туда. Он нашёл бренди, разбил одну бутылку и заставил меня сделать несколько глотков. Я пришла в себя. Затем Том принёс веток и травы, чтобы я могла лечь. Вскоре я впала в забытье и пролежала так, наверное, несколько часов». Тем временем Том взобрался на скалу и подал сигнал бедствия. Менее чем через сутки после крушения «Лох-Арда» Том и Ева уже были на ферме у местных крестьян. Родители Евы, а также трое её братьев и две сестры погибли при кораблекрушении.

В 1886 году мельбурнская газета «Аргус» опубликовала сенсационный материал, в котором рассказывалось о том, как над проливом около десяти минут висела гигантская «сигара», которую наблюдали многие жители прибрежных населённых пунктов. Через десять минут «сигара» медленно опустилась на волны и исчезла в глубине. Несмотря на то, что в проливе было сильное волнение, на месте погружения сигарообразного объекта в течение нескольких минут вода оставалась неподвижной.

Июль 1920 года. В проливе пропала шхуна «Святая Амалия». На её поиски вышли два корабля, которые не обнаружили ни шхуны, ни малейших следов кораблекрушения. В предположительный район исчезновения «Святой Амалии» вылетел самолёт с двумя лётчиками на борту. Через некоторое время пилот сообщил, что видит «большой огонь», после чего связь прервалась. Поисковые корабли вернулись на берег ни с чем, а самолёт, судя по всему, стал добычей ненасытного пролива.

19 октября 1934 года самолёт «Мисс Хобарт», на борту которого кроме почты находились 12 пассажиров, бесследно исчез в проливе. Связь с ним прервалась неподалёку от полуострова Вильсонс-Промонтори (англ. Wilsons Promontory).

Февраль 1944 года. Члены экипажа бомбардировщика «Бьюфорт», летевшего на высоте 1500 метров над Бассовым проливом, наблюдали загадочный чёрный объект, позади которого рассыпался ослепительный сноп искр. Объект приблизился к «Бьюфорту» на 50 метров и следовал за ним около получаса. В течение этого времени приборы радиосвязи и ориентации не работали. Затем, словно выполнив одному ему известную задачу, объект исчез, предварительно развив скорость, по оценке лётчиков, около 750 километров в час.

Однако поистине мировую известность аномальная зона в районе Бассова пролива приобрела после события, произошедшего 21 октября 1978 года. В тот день в 18:19, 22-летний лётчик Фредерик Валентич (англ. Frederick Valentich) вылетел на «Цессне-182» из Мельбурна и взял курс на остров Кинг. В 19:06 Валентич сообщил диспетчеру Мельбурнской службы полётов Стивену Роби (англ. Steven Roby), что видит над собой самолёт, тип которого определить затрудняется. «Мельбурн, он приближается ко мне с востока, - сообщил лётчик. - Он ведёт со мной какую-то игру - пролетел надо мной три раза с огромной скоростью, потом вернулся! Я делаю правый вираж, и он поворачивает надо мной! От него исходит зелёный свет. Мой мотор не тянет, нужно идти на посадку. Он завис. Это не самолёт!..».

Эти слова Валентич произнёс в 19:12, после чего связь прервалась. Поиски пропавшей «Цессны» и её пилота продолжались до 25 октября, но не увенчались успехом.

Специалисты НАСА, изучая магнитофонную запись радиообмена, установили, что в течение последних 17 секунд на ленте зафиксировался загадочный скрежет, в котором улавливаются 36 различных тонов, отличающихся друг от друга.

Постепенно в НАСА пришли к выводу, что Валентич стал жертвой НЛО. Поскольку нет никаких следов авиакатастрофы, можно предположить, что пилот был похищен вместе со своим самолётом гигантским летательным аппаратом внеземного происхождения. Возможно, странный скрежет, зафиксированный магнитофонной лентой, мог быть результатом соприкосновения «Цессны» с НЛО. Информация о пропавшем Фредерике Валентиче появилась во всех австралийских газетах.

Любопытно, что в тот же день, 18:45 Рой Мейнфилд (англ. Roy Mainfield) из Мельбурна фотографировал закат над Бассовым проливом. Позже, проявив плёнку, он увидел на нескольких негативах странное облако, как будто вылетавшее из океана. Проанализировав негативы с помощью ЭВМ, Рой установил, что «облако» перемещалось со скоростью около 300 километров в час, причём в направлении, противоположном тому, в котором двигались остальные облака.

Приблизительно в то же время двое приятелей, находившихся на западной окраине Мельбурна, видели, как по небу движется сияющий шар.

21 октября в 20:00 жители Рингвуда (англ. Ringwood), восточного пригорода Мельбурна, наблюдали на северо-западе объект, напоминавший пятиконечную звезду, летевший на северо-восток на высоте примерно 900 метров. На концах лучей звезды пульсировали белые огни, но особенно ярко светился центр. В момент пролёта объекта во всех работающих радиоприёмниках Рингвуда возникли сильные помехи. А жители Кунсклифта (англ. Cunsclift), расположенного на другой стороне залива к юго-западу от Мельбурна, видели в небе «бешено вращающееся колесо, которое переливалось всеми цветами спектра».

В половине десятого вечера в Блэквуде (англ. Blackwood), к северо-востоку от мыса Отуэй, все телевизоры вдруг прекратили передачу, их экраны покрылись рябью. В это время несколько человек наблюдали, как в северо-восточной части неба совершенно бесшумно промелькнул пульсирующий красным и зелёным светом объект...

Случай с исчезновением самолёта давно стал классикой уфологии, и никто не вернулся бы к нему вновь, если бы над Бассовым проливом в последнее время не участились появления неопознанных летающих объектов. Летом 2004 года экипажи судов, следующих через пролив, видели на горизонте странное облако, словно выныривающее из воды. В 2005 году в полицию Мельбурна обращались люди, наблюдавшие в небе над городом светящиеся шары и пятиконечную звезду, а в начале 2006 года в районе пролива, то погружаясь в воду, то взмывая вверх, совершало загадочные манёвры разноцветное вращающееся «колесо».

Лётчики местных авиалиний, наслышанные о печальной истории Фредерика Валентича, обмениваются шутками насчёт того, что пришельцы расставляют сети, чтобы заграбастать в них очередную жертву. Шутки - шутками, однако, вряд ли найдётся сейчас много пилотов, которые отправляются в полёт над Бассовым проливом с совершенно спокойным сердцем.

 

Бассов пролив сегодня

 

Сегодня пройти Бассов пролив не составляет труда. Однако в эпоху парусов и простейших навигационных приборов дела обстояли иначе. Морякам приходилось изрядно поволноваться.

Каждый год тысячи кораблей, больших и малых, проходят через Бассов пролив, проплывая над корабельными «кладбищами», где обрели вечный покой более сотни судов. Такие места, например горловина Лох-Ард в Национальном парке Порт Кэмпбелл (англ. Port Campbell) в штате Виктория, влекут к себе многочисленных туристов. Бассов пролив хранит горькую память о храбрых мореплавателях XIX века, которые, обойдя полмира, отважились на отчаянный шаг — пройти сквозь «игольное ушко» в надежде на лучшую жизнь.

Ближайшие города: Джелонг, Балларат, Уодонга

Координаты:   39°11'8"S   146°22'37"E

При составлении статьи использованы публикации:
1. "Бассов пролив" (материал Википедии)
2. "Бассов пролив - ловушка для кораблей и самолётов" (автор Елена Гатчина)
3. "Бассов пролив" (материал сайта Академик.ру)
4. "Бассов пролив" (материал Wikimapia)
5. "Бассов пролив" (автор Виктор Гладких)

Короткий фильм на английском о самом громком случае исчезновения самолёта в Бассовом проливе:

 

© СВОБОДА ПУТЕШЕСТВИЙ