13 Центр: Сергиев Посад
Сергиев Посад занимает особое место среди городов России. Седьмое столетие он стоит на Радонежской земле и нескончаемым потоком стекаются к нему паломники и туристы. Влечёт их сюда богатая событиями история, неповторимые великолепные памятники древнего зодчества, художественные сокровища уникальных музеев, живописные окрестности. Сергиев Посад носит статус города с 1782 года и является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 100 тысяч человек.
В 52 километрах от МКАД и приблизительно в километре к северо-западу от станции "Сергиев Посад", при слиянии рек Кончюры и Вондюги, на холме Маковец, в центре города находится главная достопримечательность - Троице-Сергиева лавра (в церковной литературе Свято-Троицкая Сергиева Лавра), получившая этот статус 8 июля 1742 года поИмператорскому указу Елизаветы Петровны. Это так же крупнейший в России православный мужской ставропигиальный монастырь с 1688 года, одна из самых почитаемых святынь, центр духовного просвещения, культуры и искусства, занесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Из истории Лавры
Начало монастыря, получившего впоследствии наименование Троице-Сергиева Лавра, восходит к XIV столетию. Сергий Радонежский (в миру - Варфоломей) был сыном ростовского боярина Кирилла, который, по свидетельству древнерусских книжников, являлся одним из "славных и нарочитых бояр", и к тому же отличался благочестивой жизнью. Однако в горестные времена ожесточённой междоусобной борьбы русских князей ни знатное происхождение, ни высокое положение в обществе, ни личная праведность не могли уберечь от несправедливости и нищеты. Особенно тяжёлые времена для Ростова наступили после того, как в этом городе принялись хозяйничать присланные из Москвы сборщики дани.
Тогда боярин Кирилл вместе с семьёй покинул родные края и переселился в пределы Московского княжества, в небольшой городок Радонеж. В Радонеже прошли отроческие годы Варфоломея - в учении, труде, молитве. Будущий великий подвижник с юных лет был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком. Именно он, средний сын в семье, стал опорой престарелых родителей и не покинул их до последних дней. А когда отец и мать окончили свой земной путь, Варфоломей решил оставить суетный мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Однако он не пошёл в какой-либо из уже существовавших монастырей. Вместе со своим старшим братом, к тому времени овдовевшим и принявшим монашество, Варфоломей отправился в лесную глушь, подальше от городов и селений.Для пустынного жительства братья избрали поляну на небольшом холме в лесу, неподалёку от реки, в стороне от шумных дорог и мирских селений, близ Хотькова. Своими руками рубили лес, строили хижину и маленькую церковку, которую решили посвятить Святой Троице. Начиналось всё в 1337 году с небольшого общежительного монастыря, который был освящён в 1340 году. Несколько лет Сергий (принявший уже монашеский постриг) прожил в лесу в полном одиночестве, поскольку брат, не выдержав тяжёлых условий, ушёл в московский Богоявленский монастырь. Потом, прослышав о духовных подвигах Сергия, к нему стали собираться другие иноки, надеявшиеся найти в его лице хорошего наставника. Каждый сам строил себе жилище, возделывал огород. Когда число иноков достигло двенадцати, монастырские постройки были обнесены деревянным тыном (ради безопасности, от диких зверей). В 1355 году территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную.
Долгое время в лесной обители не было ни начальника, ни даже священника, и лишь всеобщее уважение к Сергию давало ему возможность руководить обителью. А когда число братии возросло, по распоряжению московских церковных властей Сергий был рукоположен в священники и назначен игуменом. Игуменом монастыря поначалу стал Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана, игуменом стал преподобный Сергий Радонежский. Именно он много сделал для того, чтобы Москва стала главным центром управления государства и церкви, а Свято-Троицкая Лавра – их духовной опорой. Тогда в монастыре был введён устав, согласно которому монахи составили единую общину и стали вести общее хозяйство. В связи с этими переменами была произведена постройка трапезной, дополнительных хозяйственных помещений. Если прежде монастырские строения располагались бессистемно, теперь все здания оказались устроены по определённому плану: в центре находилась церковь, а по четырём сторонам от неё - кельи. Территория святой обители была окружена деревянной оградой, а над главным входом соорудили церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Первое время монастырь был ещё очень беден.
Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром московских земель, пользовался поддержкой московских князей. Уже в первые десятилетия существования Троицкого монастыря сама обитель и её игумен получили на Руси широкую известность. Грамоты и подарки Сергию Радонежскому присылал даже константинопольский патриарх. Митрополит Алексий, возглавлявший Русскую церковь, хотел назначить Сергия своим преемником (правда, от такой чести троицкий игумен отказался; отверг он и предложение поставить его епископом, заявив, что никогда не был златоносцем).
С глубоким уважением относился к Сергию Радонежскому московский князь Дмитрий Донской. Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя.
После смерти в 1392 году преподобного Сергия, основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства.
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь.
В 1422 году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косова, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле. При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица».В 1460-1540-х годах началось сооружение каменных стен (они были усилены в середине XVII века; современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м) и превратило монастырь в мощную крепость.
В 1548 году в качестве пристройки к Троицкому собору была возведена небольшая каменная церковь над могилой игумена Никона (Никоновский предел).
К 1550 году Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной с двенадцатью башнями. Линия укреплений, опоясавшая территорию монастыря, достигала 1284 метров. Дополнительными препятствиями для наступавшего на крепость неприятеля должны были послужить ров и пруд, а также окружавшие обитель овраги. Вход в монастырь украшала единственная белокаменная башня, выделявшаяся на фоне остальных кирпичных укреплений. За этой башней располагалась построенная ещё в 1513 году надвратная церковь, посвящённая преподобному Сергию. В связи с созданием новых оборонительных сооружений последовала также перепланировка и перестройка жилых помещений, находившихся за крепостными стенами (в частности, на северной стороне монастыря были воздвигнуты специальные хоромы для царя, приезжавшего в святую обитель на богомолье).В монастыре был крещён Иван Грозный. В 1559 году был заложен новый пятиглавый собор, по величине превосходивший другие монастырские храмы. Царь Иван Грозный, придававший большое значение постройкам Троице-Сергиева монастыря, вместе со своей семьёй присутствовал при закладке этого храма, подобно кафедральным соборам Владимира и Москвы, получившего название Успенского.
В 1561 году монастырь получил статус архимандрии, а настоятели монастыря получили сан архимандритов и первое место среди настоятелей русских монастырей. Настоятели монастыря пользовались расположением царской семьи, принимали в число своих иноков выходцев из знатных семей.
Строительство Успенского храма продолжалось долго. Недоставало средств, к тому же в 1564 году произошёл пожар, нанесший серьёзный ущерб монастырским зданиям. Выручали в основном царские пожертвования. Особенно щедрые взносы на монастырь дал Иван Грозный на помин души убитого им сына Ивана. Произошло это в 1582 году. Завершить постройку нового храма удалось, главным образом, именно за счёт этих средств. Однако освящение Успенского собора состоялось уже после смерти Ивана IV, в 1585 году, при царе Феодоре Иоанновиче.
В 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тёзоименитыми святыми царской четы.
В это же время монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против тартарских войск; противодействовал сторонникам правительства Дмитрия II в Смутное время, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских войск под предводительством Сапеги и А. Лисовского.
У стен Успенского собора на территории монастыря похоронены царь Борис Годунов и члены его семьи - царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения (в монашестве Ольга).
Церковные писатели XV века Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет написали житие преподобного Сергия — памятник древнерусской литературы, дающий представление о раннем периоде существования Троицкой обители и её насельниках.Монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. В августе 1612 года в монастыре проходили последние приготовления к походу ополчения во главе с ними.
Последнее вооружённое сопротивление монастырь оказывал войскам польского королевича Владислава в 1618 году.
Оборонительные сооружения Троице-Сергиевой лавры, построенные в середине XVI века, и увеличенные вдвое по высоте в XVII веке, в основном (с некоторыми позднейшими переделками) сохранились до настоящего времени. Стены крепости имеют три боевых яруса, по галереям которых можно было обойти монастырь кругом. К настоящему времени сохранилось одиннадцать башен, завершающихся шатрами, украшенных декоративными рядами поясков, лопаток и даже фигурными бойницами. Башни выдавались вперед по отношению к стенам, что должно было обеспечить возможность вести перекрёстный огонь в случае приближения неприятелей к крепости. Башни в основном имели шесть боевых ярусов. Некоторые из башен сохранились без особых изменений с XVI-XVII столетий, другие заметно перестроены. Наиболее примечательны также Пятницкая, Красная, Уточья, Пивная и некоторые другие башни. Последняя из упомянутых башен имела запасной, или тайный, выход из крепости. Угловая Уточья башня восьмигранной формы, и верхние ярусы её имеют сходство с западноевропейскими архитектурными памятниками. Своё название Уточья башня получила от того, что, согласно преданиям, царь Пётр стрелял с неё уток, обитавших в находившемся рядом с крепостной стеной пруду. Пятницкая башня была построена лишь в 1640 году на месте разрушенной во время осады, на ней была некогда дозорная вышка, с которой велось наблюдение за окрестностями. Красная башня, в которой расположены главные ворота в крепость, существенно перестроена в 1856 году. За этой башней расположена надвратная церковь Иоанна Предтечи, увенчанная пятью куполами. А от Часовой башни, на которой в давние времена находились великолепные часы, сейчас остался только нижний ярус с проездной аркой.
В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.
В 1685 году освящён монументальный каменный собор во имя Успения Богородицы.
В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву.
1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России).В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев. В 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 106,5 тысяч душ крестьян и 214 тысяч десятин пахотной земли в 15 губерниях! В конце XVII века ей принадлежало 16,8 тысяч крестьянских дворов!
Существенный урон монастырю был нанесён пожаром в 1764 году. Накануне пожара и в ближайшие десятилетия после него были произведены некоторые перестройки, воздвигнуты новые здания: церковь во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. В 1778 году на месте прежней, разрушенной, воздвигнута Каличья башня. К этому времени оборонительное значение Троицкой крепости было уже утрачено, и башня должна была лишь украшать въезд в крепость. Так же возведена красивая пятиярусная колокольня, ставшая одной из достопримечательностей Троице-Сергиевой лавры.
В результате секуляризации церковных и монастырских владений в 1764 году Лавра лишилась большинства угодий и крестьян, но даже это не сильно ударило по её богатству. Монастырь вёл активную торговлю хлебом, зерновыми, солью, рыбой, ремесленными изделиями, что способствовало приумножению богатств. Монастырю принадлежали земельные участки с лесом, сенокосами, прудами. Большие доходы позволяли вести строительство новых монастырских зданий. Его финансовое положение в XVII—XVIII веках отличалось большой прочностью.
Лавра была настолько богата, что могла себе позволить сказочные пожертвования в пользу русской армии в 1812 году — около 70 тысяч рублей! В ходе войны, монастырь активно принимал у себя больных и раненых солдат.
С 1814 года в Лавру была переведена московская Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в здании бывших «Чертогов». На её основе начала действовать Московская духовная академия.
К началу XX века в ведении Лавры находилась типография, в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других. Лавра владела двумя гостиницами на территории Посада, мастерскими (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавками, конными дворами.В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты: Спасо-Вифанский, Гефсиманский скит, Черниговский скит, Боголюбская киновия, Смоленская Зосимова пустынь, скит Параклит, Троицкий Стефанов Махрищский монастырь.
До 1917 года членами монашеской обители были московский митрополит (священноархимандрит лавры), его наместник-архимандрит, 420 человек братии.
Декрет Совета Народных Комиссаров в январе 1918 года лишил источников существования духовные учебные заведения лавры. Покровский академический храм был обращён в приходской.
С начала 1919 года угроза закрытия нависла над самой Лаврой. В апреле 1919 года, невзирая на протесты, было произведено вскрытие мощей Сергия Радонежского.
20 апреля 1920 года Лавра была закрыта Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры», получившей в 1940 году статус музея-заповедника.
В конце мая 1920 года был закрыт Троицкий собор, монахи выселены из Лавры и нашли приют в приписных монастырях, где были организованы трудовые коммуны.
В 1946-1947 годах Лавра была передана Русской православной церкви.
9 июня 1947 года состоялось первое патриаршее богослужение; восстановлена монашеская жизнь.
С 1948 года возобновилась деятельность духовных учебных заведений. В стенах Троице-Сергиевой лавры проводились поместные и архиерейские соборы Русской православной церкви, а также международные конференции и совещания религиозных деятелей.
Многочисленные сокровища хранятся в ризнице монастыря. Это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся русские летописи и рукописные книги XV—XVII веков, уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год — около 10 000) и исторические документы.
Тринадцатый основной центр: Сергиев Посад (Загорск), РФ
Центр Всемирного синтеза
Когда установлены 12 фундаментальных сакральных основ, начинается расширение тринадцатого центра. Геометрический центр этого всемирного синтеза - Сергиев Посад. Аналогично важную роль в этом синтезе играет Даниловский монастырь в Москве.
Когда в 1984 г. мировая сердечная чакра расширилась, и Радужная Змея инициировала бессмертные изменения во всём мире, самое первое воздействие этой инициации испытали на себе Загорск и Москва (гласность и перестройка). Центральный период этих изменений приходится на период с 20 апреля 1989 года до православной христианской пасхи 2008 года. В 2008 году начала распространяться культурная мудрость России – через Радужную Змею – по всей планете.
Этот сакральный круг в России называется Центром синтеза, потому что он призван интегрировать и распределять все позитивные силы, которые излучаются остальными 12 центрами.
Послесловие
Вот и завершилось наше путешествие по чакрам и энергоцентрам Земли, длившееся почти восемь месяцев. Мы искренне и с сердцем подошли ко всем публикациям, отбирая и составляя эти статьи таким образом, чтобы они давали максимально объективную картину, а не акцентировались на одной выбранной автором версии. Занимаясь поисками материалов по заданным темам, мы почерпнули и прояснили для самих себя немало нового и интересного. Надеемся, что Вам было так же интересно, как нам, и Вы открыли для себя что-то или под другим углом взглянули на привычные, и, казалось бы, давно известные вещи. Рубрика «Чакральная система Земли» завершена, но мы надеемся на новые встречи с Вами в других разделах нашего сайта: «Аномальные зоны Земли» и «Интересные места Земли». Захватывающие разделы с видео материалами готовы разрушить все старые представления о мире, поведать или прояснить множество вещей об устройстве нашей планеты и её настоящей истории, а так же истории человечества. Зачем все эти люди бросают вызов «официальной истории» и науке? Зачем мы публикуем их работы на сайте? За тем же, зачем и практикуем – чтобы получить опыт, познать себя, развивать осознанность и раскрыть как можно больше безграничных возможностей своего тела. Ведь мы все пришли в этот мир именно для этого…
При подготовке статьи использованы публикации:
1. "Сергиев Посад" (материал Википедии)
2. "История монастыря" (информационный сайт Троице-Сергиевой Лавры)
3. "Троице-Сергиева Лавра" (мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия)
4. "Троице-Сергиева Лавра" (без автора)
5. "Сергиев Посад" (материал сайта CoolPool)
6. "Сергиев Посад - духовное сердце Православной России" (материал сайта NicePlaces.com)
7. "Чакры Земли" (без автора)
Очень красивое 3.5-минутное обзорное видео, снятое с воздушного шара.
«Чудеса России с высоты птичьего полёта» - Троице-Сергиева Лавра: