karelia.jpgkolumbia.jpgpooserie.jpgsahara.jpgsayany.jpgudombaj.jpg

Остров Пасхи (Часть 2)

В 1687 году пират Эдвард Дэвис, корабль которого был унесён далеко на запад от Копьяпо, административного центра района Атакама (Чили), морскими ветрами и тихоокеанским течением, заметил на горизонте сушу, где вырисовывались силуэты высоких гор. Однако, даже не попытавшись узнать, был ли это мираж или ещё не открытый европейцами остров, Дэвис развернул корабль и взял курс в сторону Перуанского течения.

Эта «Земля Дэвиса», которая значительно позже стала отождествляться с островом Пасхи, подкрепила убеждённость космографов того времени в том, что в этом регионе существовал континент, являвшийся как бы противовесом Азии и Европе. Это привело к тому, что отважные мореплаватели стали искать затерянный континент. Однако найти его так и не удалось: вместо этого были открыты сотни островов Тихого океана.

С открытием острова Пасхи стало распространено мнение, что это и есть тот ускользающий от человека континент, на котором существовала в течение тысячелетий высокоразвитая цивилизация, в дальнейшем исчезнувшая в пучинах океана, а от континента сохранились лишь высокие горные пики (на самом деле, это потухшие вулканы). Существование на острове огромных статуй, моаи, необычные рапануйские таблички лишь подкрепляли это мнение.

Однако современное изучение прилегающих вод показало, что это маловероятно. Остров расположен в 500 км от гряды подводных гор, известных как Восточно-Тихоокеанское поднятие, на литосферной плите Наска. Остров находится на вершине огромной горы, сформировавшейся из вулканической лавы. Последнее извержение вулканов на острове произошло 3 000 000 лет назад. Хотя некоторые учёные предполагают, что оно произошло 4,55 000 000 лет назад. Согласно местным легендам, в далёком прошлом остров был больших размеров. Вполне возможно, что так было в ледниковый период плейстоцена, когда уровень Мирового океана был ниже на 100 метров. Согласно геологическим исследованиям, остров Пасхи никогда не был частью затонувшего континента.

Вместе с тем, вскрылась леденящая кровь история о хищническом использовании ресурсов и разорении острова. Впервые прибывшие на остров европейцы удивлялись, как люди могли выжить в таком пустынном месте. В действительности, это было загадкой на протяжении длительного времени до тех пор, пока последние исследования продемонстрировали, что остров был покрыт густыми лесами с преобладанием сейчас исчезнувшей гигантской пальмы. Ресурсы тропического леса казались неисчерпаемыми.

Согласно легендам Рапа Нуи, растения хау (лат. Triumfeta semitriloba), марикуру (лат. Sapindus saponaria), макои (лат. Thespesia populnea) и сандаловое дерево были завезены королём Хоту Матуа, приплывшим на остров с таинственной родины Мара’э Ренга (рап. Mara'e Renga). Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение. Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве, растениях, особенностях их выращивания. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек.

Поселенцы вырубали лес как для хозяйственных нужд, так и для освобождения мест под посевы сельскохозяйственных культур. В результате интенсивной вырубки, продолжавшейся в течение столетий, лес был изведён полностью примерно к 1600 году. Следствием этого стала ветровая эрозия почв, уничтожившая плодородный слой, резкое сокращение вылова рыбы ввиду отсутствия леса для строительства лодок, падение производства продовольствия, массовый голод и сокращение населения в несколько раз за несколько десятилетий. Невысокие урожаи привели к вооружённым конфликтам между разными кланами за контроль над оскудевшими ресурсами. Символы власти и успеха жителей острова, моаи, оказались свергнуты.

Вооружённая борьба со временем только ужесточалась. Говорят, что победители поедали своих побеждённых врагов, чтобы набраться сил. Кости, обнаруженные в разных местах острова, служат доказательством каннибализма. В условиях недостаточных ресурсов, это, возможно, было следствием голода, или ритуальных действий. В юго-западной части острова находится пещера Ана Каи Тангата (рап. Ana Kai Tangata), которая переводится как «пещера, в которой пожирали людей». Общество и культура Рапа Нуи, которая сложилась за последние 300 лет, рухнула. Всё, что осталось после них, это моаи…

Жители острова оказались ещё более отрезаны от внешнего мира, чем раньше. Любые надежды вырваться из разорённого острова разбивались из-за отсутствия леса. Остров превратился в заброшенный участок земли, эродированные почвы едва производили достаточное количество продовольствия для мизерного количества населения, чтобы выжить. Именно в этих условиях среди оставшихся в живых после конфликта (возможно, их насчитывалось 750 жителей) возник культ человека-птицы.

Вполне возможно, культ человека-птицы начался ещё во времена возведения статуй моаи. Со временем, он занял статус доминирующей религии на острове и практиковался до 1866-1867 годов. При отсутствии деревьев для строительства лодок и возможности уплыть с разоренного острова, всё, что могли делать жители острова, это с завистью наблюдать за птицами, которые парят высоко в небе.

Казалось, что культура жителей острова началась возрождаться наряду с новым культом человека-птицы. Мы никогда не узнаем, сумели бы жители острова Рапа Нуи вновь достигнуть расцвета своей культуры, потому что в декабре 1862 году к острову причалили корабли перуанских работорговцев и увезли в рабство всё работоспособное население острова.

Миссионеры прибыли на остров, когда население находилось в особенно плачевном состоянии. Они обнаружили здесь находящееся в упадке общество, и для них не требовалось много времени для обращения его жителей в христианство. В первую очередь была изменена манера одежды коренного населения, точнее сказать, полное отсутствие таковой. Татуировка и любое использование краски для тела было запрещено. Уничтожение произведений искусства рапануйцев, зданий и других святынь, включая таблицы Ронго-ронго – ключи к пониманию их истории – было быстрым и полным. В действительности, миссионеры причинили больше вреда острову, нежели деятельность перуанских работорговцев, которые увезли большинство населения острова. Жителей острова заставили отказаться от своих исконных земель, и они вынуждены были жить в маленькой части острова, в то время как остальные земли использовали для занятия сельским хозяйством прибывшие фермеры.

Аннексия острова Чили принесла новые веяния, и сегодня существует лишь небольшая горстка людей, которые имеют кровное родство с коренным населением острова. Какие выводы из всего этого можно сделать? Остров-жемчужина, расположенный в бескрайнем море далеко от очагов цивилизации. Кажущиеся нескончаемые материальные ресурсы. Технологический прогресс. Рост численности населения. Истощение ресурсов. Войны. Упадок. Звучит знакомо? История острова Рапа Нуи является историей нашего времени. Мы также похожи на остров, плавающий в бескрайнем море. Конечно же, существуют различия. Можно сказать, что остров слишком мал, поэтому это был лишь вопрос времени, когда ресурсы такой замкнутой территории будут полностью использованы. Но напрашиваются параллели, между отношением островитян к своей окружающей природе и нашим собственным, и в этом состоит наиболее страшная часть истории.

На таком крохотном кусочке суши, как Рапа Нуи, можно легко проследить последствия от вырубки леса, как именно это происходило. Несмотря на сокращение лесных массивов, жители продолжали свои разрушительные действия. Они, вероятно, молились своим богам, чтобы восполнить нанесённый ущерб своим землям, чтобы они могли дальше продолжать надругательство над ней, но боги не ответили на их молитвы. И все деревья были срублены. Кто бы что ни сделал над изменением этой экосистемы, результат был достаточно предсказуем. Человек, который срубал последнее дерево, понимал, что это было последнее дерево. Тем не менее, он или она сделали это. Это наиболее печальный момент. Практически каждому сегодня доступно телевидение, благодаря которому мы узнаем о массовой вырубке лесов в мире, которая представляет серьёзную угрозу в наши дни. И все наши правительства, и большинство обычных граждан наблюдают за этим безразлично. Похоже, что они готовы уничтожить последнее дерево, чтобы построить моаи нашего времени – предприятия, олицетворяющие собой высокие технологии и прогресс. Станет ли смыслом нашей жизни привести в соответствие образ жизни человека с благополучием окружающей среды или все люди такие же, как и тот островитянин, срубивший последнее дерево на острове?
 
Кто воздвиг моаи?
 
Остров Пасхи имеет треугольную форму, с потухшими вулканами в каждом углу. На 170 квадратных километрах суши нашли место различные пейзажи мягко холмистой местности, вулканических кратеров, широких полей и крутых скальных утёсов, окружённых тёмно-синими водами Тихого океана. Остров Пасхи известен, прежде всего, своими гигантскими каменными статуями моаи.

Статистика по моаи такова. Общее количество моаи - 887. Количество моаи, которые установлены на постаменты аху - 288 (32 % от общего количества). Количество моаи, которые стоят на склонах вулкана Рано Рараку, где находился карьер по высечению моаи - 397 (45% от общего количества). Количество моаи, которые лежат разбросанными по всему острову - 92 (10% от общего количества). Моаи имеют разную высоту - от 4 до 20 метров. Самые большие из них стоят одиноко на склоне вулкана Рано Рараку. Они по шею погружены в осадочные породы, накопившиеся на острове за долгую историю этого кусочка земли. Некоторые моаи стояли на каменных постаментах. Количество аху превышает три сотни. Размер аху также различен - от нескольких десятков метров до двух сотен метров. Самый большой моаи по прозвищу «El Gigante» имеет высоту 21,6 метра. Он находится в карьере Рано Рараку и весит приблизительно 145-165 тонн. Самый большой моаи, стоящий на постаменте, расположен на аху Те Пито Кура (рап. Te Pito Kura). Он имеет прозвище Паро (рап. Paro), его рост около 10 метров, а вес - около 80 тонн.

Якоб Роггевен, открывший для мира этот таинственный остров, обнаружил туземное население, имеющее разный цвет кожи: темнокожие, краснокожие и светлокожие. Все они были сильно татуированы и имели отвислые мочки ушей, чего они добивалось особыми приёмами. Разный цвет кожи туземцев говорит о том, что на острове смешались разные расы, а именно, лемурийцы (третья коренная раса) и атланты (четвёртая коренная раса). Данная информация находима в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской: «Странный обычай туземцев острова Пасхи делать себе отвислые мочки ушей говорит о преклонении перед сверхъестественной способностью острого слуха, которое было доступно лемурийцам. Именно лемурийцы обладали феноменальной способностью слышать то, что для уха современного человека просто непостижимо».

Следующая цитата из книги М. Чаттерджи, Л. Халловэй «Человек. Фрагменты забытой истории» (1887) иллюстрирует эту способность лемурийцев: «Способность слуха, которой обладала третья подраса людей третьей расы, была по своей силе столь огромной в сравнении с нашей, что сегодня она нам представляется почти немыслимой. Духовный слух достиг своего величайшего развития, и само физическое ухо достигло очень высокой степени остроты слуха. Даже звук распускающего листа звучал природной музыкой для этих первобытных обитателей нашей планеты. Когда к раннему цветку добавлялся цвет за цветом, его ритмический танец не оставался незаметным для ещё свежей способности слуха. Должно быть, с чувством, подобным той утончённой радости, с которой те из нас, у кого в значительной мере развито музыкальное восприятие, слушают божественные ноты симфонии или оратории, слушали они эту музыку природы. К жизни добавилось новое очарование, и человек с всё растущим удовлетворением и довольством смотрел на столь близкий и родственный ему окружающий мир. Размеренный ход небесных тел, который люди называют музыкой сфер и считают неслышимым для ушей смертных из-за их грубости, для этих древних детей природы был дополнительным источником радости». Именно в память об этой способности сверхъестественного слуха предки лемурийцев «украшали» себя отвислыми мочками ушей, косвенно указывая на своё желание походить на своих далёких пращуров.

Высота моаи, которые разбросаны по склону вулкана Рано Рараку, равняется примерно 10 метрам. Согласно модели пяти коренных рас в виде Бамианских статуй, лемурийцы имели рост около 18 метров, а атланты - около 7,5 метров. А так как каменных идолов с острова Пасхи создавали смешанные расы лемуро-атлантов, то можно сказать, что их рост равнялся среднему росту между потомками 18-метровых лемурийцев и 7-метровых атлантов, иначе говоря, моаи создавались 10-метровыми людьми, которые отображали в моаи свои копии 1:1. В «Тайной Доктрине» написано: «Третья [статуя] - в 60 ф. - увековечивает Расу, падшую и тем зачавшую первую физическую Расу, рождённую от отца и матери, последнее потомство которых изображено в статуях, найденных на острове Пасхи». Именно последнее потомство вырождавшихся, и соответственно уменьшавшихся в росте, лемурийцев создало по своему образу и подобию 10-метровые каменные идолы, стоящие сегодня по грудь на склонах вулкана Рано Рараку. Станца XI древней книги Дзиан, приведённая в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской так и говорит: «Они (лемурицы) построили огромные города. Из редких почв и металлов строили они, из огней изверженных (лава), из белого камня гор (мрамор) и чёрного камня, высекали они свои собственные изображения, по размеру и подобию своему, и поклонялись им». Именно из застывшей лавы - пород вулканического происхождения - вырублены моаи острова Пасхи. Из белого мрамора были сделаны, скорее всего, глаза этих каменных идолов.

Из приведённой цитаты ясно, что данные идолы использовались для культового поклонения. Из гравюры 1873 года из английской газеты «Harper Weekly» видно, что среди туземцев эти обычаи проведения культовых празднеств дожили до наших дней, когда первые европейские мореходы в XIX веке посетили остров Рапа Нуи. А нижеследующая цитата из «Тайной Доктрины» показывает, что создатели каменных изваяний с острова Пасхи были к тому же чёрными колдунами: «Останки на острове Пасхи, например, являются наиболее поразительными и красноречивыми памятниками первобытных великанов. Они также велики, как и таинственны, и достаточно обследовать головы этих колоссальных статуй, оставшиеся целыми, чтобы при первом же взгляде признать черты типа и характера, приписываемого великанам Четвёртой Расы. Они кажутся как бы вылитыми из одной формы, хотя и разнятся чертами - они имеют определённый чувственный тип, типа, приписываемого атлантам (Даитьям и "Атлантам") в эзотерических книгах индусов. Сравните их с лицами некоторых других колоссальных фигур в Центральной Азии - например, с теми возле Бамьяна - с портретными изображениями, как говорят предания, Будд, принадлежавших к прежним Манвантарам; тех Будд и героев, которые упомянуты в буддийских и индусских трудах, как люди баснословных размеров, добрые и святые братья своих злых единоутробных братьев. Некоторое приблизительное сходство со статуями в Бамьяне имеет также статуя Будды вышиною в 200 ф., найденная около поселения секты Джаин в Южной Индии и, по-видимому, сейчас единственная, которая осталась. <…> Эти «Будды», хотя часто обезображённые символическим изображением длинных, висящих ушей, обнаруживают очевидную разницу, обращающую на себя внимание при первом же взгляде, именно в самом выражении лица, от типа статуй на острове Пасхи. Они могут быть одной Расы, но первые – «Сыны Богов», последние - порождения мощных колдунов. Тем не менее, все они суть воплощения и, исключая неизбежные преувеличения народной фантазии и в преданиях, все они исторические личности. Когда жили они? Как давно жили эти две Расы, Третья и Четвёртая...».

Другим интересным доказательством того, что туземцы острова Пасхи принадлежали к смешанным остаткам лемуро-атлантических рас, служит их письменность Ронго-ронго. В 1930-х годах венгерский учёный Гийом де Хевеши (вен. Guillaume de Hevesy) установил подобие между ронго-ронго и 130 иероглифами раннехараппской идеографической письменности долины Инда. А Жан-Мишель Шварц (фр. Jean-Michel Schwartz) в своей книге «The Secrets Of Easter Island» (New York: Avon, 1975) нашёл связь Ронго-ронго с 40 древними китайскими иероглифами. Кроме того, дощечки Ронго-ронго написаны способом бустрофедон (способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, т. е. первая строка пишется справа налево, вторая - слева направо, третья - снова справа налево и т. д.) Бустрофедон встречается в памятниках критского, хеттского, южноаравийского, этрусского, греческого и других писем. То есть в способе письма также наблюдается аналогия с древними евроазиатскими языками. Таким же способом бустрофедон пользовались индейцы кечуа возле южноамериканского озера Титикака. Всё это говорит о родственности Ронго-ронго с другими древними языками вымерших народов, которые так же как и туземцы Рапа Нуи были остатками лемуро-атлантических рас. В параграфе 97 книги «Мир огненный», 1933 г., часть 1, также говорится о связи культуры островитян с народами далёкого азиатского материка: «Связь Иероглифов с начертаниями островов Пасхи несомненна - так показано явление нового сочетания народов, что вполне соответствует древнейшим сведениям».

Но, самым бесспорным доказательством того, что на острове Пасхи жили великанские расы, являются так называемые аху, которые представляют собой постаменты, на которые воздвигали статуи моаи. Гигантские размеры строительных блоков, из которых сложены некоторые аху, не оставляют сомнения в том, что эти постаменты созданы великанами, обладающими огромной силой по сравнению с современными людьми. Стоит также обратить внимание на способ кладки этих огромных блоков, при котором не использовались никакие растворы, но лишь тонкая подгонка одного блока к другому, так что между ними не протиснется даже лезвие ножа. Такую же технологию использовали и другие великаны, что видно, к примеру, по остаткам стен Саксауамана (исп. Sacsahuaman) возле чилийского города Куско.

Для того чтобы чётко понять историю создания истуканов острова Пасхи, нужно знать, что на острове есть два вида статуй - без «шапок» и с «шапками». Первый вид, без «шапок» (45% от общего количества) - это 10-метровые гиганты весом в 80 тонн. Все они стоят по склонам кратера Рану Рараку по грудь в осадочных породах - это по той причине, что они гораздо старше, чем другие статуи, те, которые с «шапками». То, что эти статуи гораздо старше второго вида моаи, указывает и то, что следы эрозии на них проявились гораздо отчётливее, чем на «карликовых» 4-метровых статуях. Кроме того, моаи-великаны 10-метровой высоты не имеют «шапок» и их облик немного отличается от второго вида. К примеру, их лица более узкие.

Второй вид - это маленькие 3-4-метровые статуи (32% от общего количества), которые ставились на постаменты (аху). Все аху стоят возле берега моря. Эти моаи имеют «шапки» причудливой формы. Этот вид моаи очень хорошо сохранился. Их лица более овальные, чем узколицые статуи первого типа.

Основываясь на сравнении разных типов моаи, весьма и весьма правдоподобно, что в то доисторическое время «карликовых» 4-метровых моаи на острове Рапа Нуи ещё не существовало. Они появились позже, когда остров Рапа Нуи был заселён остатками атлантических рас, которые переселились на этот остров в результате бегства с других близлежащих островов, которые в то время ещё существовали как остатки Лемурии, и которые сегодня опустились на океанское дно. Именно эти пост-атлантические вырождающиеся племена, которых по карме своей можно назвать потомками колдунов-лемурийцев, и создали второй вид моаи - 4-метровые статуи, которые они устанавливали на постаменты (аху) возле прибрежной зоны острова Рапа Нуи. Эти моаи изготовлялись по образу и подобию атлантов - они были более широколицы, чем их лемурийские сородичи, и более низкорослы, чем статуи гигантов-лемурийцев - этим объясняется разность в высоте статуй второго и первого типов моаи, соответственно. Также и «шапки» моаи есть уже более позднее изобретение 4-метровых атлантов, которое не было известно 10-метровым лемурийцам. Такова предположительная история создания статуй острова Пасхи.

Теперь можно привести цитату из «Тайной Доктрины», которая послужит путеводной нитью для будущих исследователей погибших циклопических цивилизаций: «…лемурийцы, в своей шестой субрасе, строят свои первые скалообразные города из камня и лавы. Один из таких обширных городов примитивного вида был построен всецело из лавы, около тридцати миль к западу от того места, где остров Пасхи простирается теперь узкой полосой бесплодной почвы; впоследствии город этот был совершенно разрушен целым рядом вулканических извержений. Древнейшие останки развалин циклопических сооружений все были произведением последних субрас лемурийцев; и потому оккультист не выражает удивления, узнав, что каменные останки, найденные капитаном Куком на небольшом куске Земли, называемом островом Пасхи, были «очень похожи на стены Храма Пачакамак или же на развалины Тиауанако в Перу», также, что они были Циклопического характера». Отсюда видно, что в 35 милях (56 км) к западу от острова Пасхи под водой находятся развалины лемурийского города. Можно надеяться, что подводные археологи будущего тщательно обследуют указанную область Тихого океана, и найдут новые доказательства существования циклопических цивилизаций.

В конце хочется привести ещё одну короткую цитату из «Тайной Доктрины», в которой говорится о судьбе человеческих рас в зависимости от их этического поведения: "В те дни, как и ныне, существовали цивилизованные народы и дикари. Эволюция закончила свою работу усовершенствования среди первых, а Карма - свою разрушительную работу среди последних. Австралийцы и подобные им племена являются потомками тех, кто вместо того, чтобы усиливать Искру, брошенную в них «Пламенами», потушили её длинным рядом поколений, предавшихся животным страстям. Тогда как арийские народы могли проследить своё происхождение через атлантов от более духовных рас лемурийцев, в которых воплощались сами «Сыны Мудрости»».

Потому всем тем сегодняшним людям, которые предаются животным страстям, можно посоветовать постараться не очутиться на очередном острове, отрезанном на многие тысячелетия от эволюционного процесса культурного человечества. Нужно жить по совести, желая друг другу добра и счастья, и стремиться при этом к поискам духовности, а не поддаваться соблазнам животных страстей, которые рано или поздно приведут их поклонников на какой-нибудь одинокий клочок земли типа острова Пасхи.
 
Инфраструктура острова
 
В 1966 году единственный аэропорт острова Матавери стал базой американских военно-воздушных сил, а в 1986 году он был реконструирован НАСА для возможных аварийных посадок американских «Шаттлов», поэтому это один из самых отдалённых аэропортов мира, способный принимать самолёты большой вместимости. В связи с резким притоком туристов на острове ведётся активное строительство.

На острове действует централизованная система водоснабжения, хотя ещё недавно местные жители пользовались пресной водой из озёр потухших вулканов. Электроэнергия на острове вырабатывается дизель-генераторами, имеющимися в каждом доме. Дороги с твёрдым покрытием находятся вблизи административного центра острова — поселения Анга Роа, а также Матавери, где расположен аэропорт. В то же время, дорога от Анга Роа до бухты Анакена на севере и до полуострова Поике на юге гудронированы. В школе Анга Роа после выпуска можно получить аттестат об окончании среднего учебного заведения, дающий право на поступление в высшее учебное заведение. Однако высших учебных заведений на острове нет, поэтому для продолжения обучения местным жителям приходится отправляться на материковую часть Чили. В начальной школе острова под эгидой ЮНЕСКО проводятся занятия на двух языках: рапануйском и испанском. На Рапа Нуи также действует Антропологический музей имени Отца Себастьяна Энглерта, а также крупная библиотека с собранием книг, посвящённых истории, культуре и изучению острова Пасхи.

Со здравоохранением на острове дело обстоит значительно лучше, чем в других отдалённых уголках Чили. Действует одна маленькая больница, а также амбулатория.
Другие объекты инфраструктуры (церковь, почта, банк, аптека, небольшие магазины, один супермаркет, кафе и рестораны) преимущественно появились в 1960-х годах. На острове есть спутниковый телефон, интернет и даже небольшая дискотека для местных жителей. Чтобы позвонить на остров, необходимо набрать код Чили +56, код острова Пасхи +32 и с 5 августа 2006 года цифру 2. После этого осуществляется набор местного номера, состоящего из 6 цифр (причём первые три будут 100 или 551 — это единственные действующие префиксы на острове).
 
Достопримечательности и культурная программа
 
Исторические памятники острова легко доступны. Там до сих пор отсутствуют заборы или знаки, предупреждающие о том, где можно находиться, а где нет. Возможно, их отсутствие объясняется тем, что вся территория Рапа Нуи является сплошным археологическим заповедником. Один большой музей под открытым небом.

Главная туристическая достопримечательность острова, конечно же, моаи. Обратите внимание, что моаи являются довольно хрупкими историческими памятниками, нежели они выглядят в действительности. Поэтому с ними нужно обращаться очень осторожно.

Все места, доступные для посещения, расположены в основном вдоль побережья острова. Посетители, впервые прибывшие на остров, поражаются большому количеству археологических мест, разбросанных по всей его территории. Каждое поселение имело своё аху и статуи моаи, поэтому во время путешествия вдоль южной части острова, практически повсеместно можно видеть исторические монументы.

Наиболее популярными достопримечательностями являются кратеры вулканов Рано Кау и Рано Рараку. Пуна Пау — небольшой вулкан рядом с Рано Кау. В далёком прошлом здесь добывался камень красного цвета, из которого изготавливали «головные уборы» для местных моаи.

Расположенный немного в глубине острова, карьер Рано Рараку является местом изготовления знаменитых статуй. Остатки вулкана служили материалом для их создания. У подножия этого вулкана расположено около 300 моаи, различной высоты и на разной стадии готовности. Здесь туристы собственными глазами могут увидеть все этапы кропотливой работы, здесь же разбросаны остатки неоконченных статуй моаи. Восхождение на вершину левой стороны кратера и спуск в котлован потухшего вулкана стоит того. Противоположная сторона кратера, где находится большинство статуй моаи, является наиболее впечатляющим местом на острове.

Недалеко от бухты располагается аху Тонгарики, крупнейшая ритуальная площадка с 15 установленными на ней статуями различной величины.

Часто упускается из виду, но особенно увлекательным и сверхъестественным аспектом острова является обширная система пещер. Хотя там есть несколько «официальных» пещер весьма интересных сами по себе, существует большое количество других интересных для исследования пещер, большинство из которых находятся поблизости Ана Какенга (рап. Ana Kakenga). Хотя входные отверстия большинства из них небольшие (некоторые из них едва достаточны для того, чтобы пролезть) и скрытые, многие из них доступны для самостоятельного исследования.

Остров имеет два песчаных пляжа. Анакена в северной стороне острова является отличным местом для занятия сёрфингом. Это один из красивейших пляжей острова с кристально белым коралловым песком. В пальмовых рощах для туристов устраиваются пикники. Также недалеко от бухты Анакена располагаются аху Атуре Хуки и аху Наунау. Второй пляж – настоящая жемчужина по имени Овахе. Расположенный вдоль южного побережья острова, этот прекрасный пустынный пляж намного больше, чем Анакена и окружён красивыми скалами. На острове есть несколько пляжей, однако лучше всего выбрать Анакену. Местные жители даже предупреждают, что у них можно купаться только на этом пляже.

Те-Пито-те-хенуа — церемониальная площадка на острове из круглых камней. Достаточно спорное место на Рапа Нуи. Антрополог Кристиан Вальтер утверждает, что Те-Пито-те-хенуа была установлена в 1960-х годах, чтобы привлечь на остров доверчивых туристов.

Дайвинг и сноркелинг пользуются популярностью возле Моту Нуи (рап. Motu Nui) и Моту Ити (рап. Motu Iti).
«Тапати» (рап. Tapati Rapa Nui) — это уникальный фестиваль, аналогов которому наверняка нет в мире. Начиная с 1975 года, ежегодно в конце января — начале февраля проводится фестиваль, сопровождающийся танцами, песнопениями и различными традиционными соревнованиями рапануйцев. Это срез культуры острова, причём не экспортный вариант, а самый настоящий. Аборигены поют, танцуют и мерятся силой.

Продажа сувениров — это один из основных источников дохода островитян. В магазинах и лавочках можно купить истуканов разных размеров, от карманных до 2-3-метровых. Главное, чтобы этот кусок дерева вы смогли вывезти из страны к себе на родину. Особой популярностью пользуются статуи kavakava — то ли человек, то ли привидение. Среди других аборигенских забав — магнитики, ожерелья, бусы, шляпы, повязки, расшитая обувь.
 
Все достопримечательности острова находятся недалеко друг от друга, да и сама территория небольшая, ее можно спокойно обойти пешком. На острове можно прокатиться на такси, велосипеде или взять в аренду автомобиль.

Средняя стоимость аренды машины составляет 80 долларов в сутки вместе с полным баком бензина. Кстати, заправляться всегда надо полностью, потому что на острове беда с бензоколонками. Потеряться на острове почти невозможно, так как здесь всего две дороги.
 
Гостиницы и питание
 
На острове есть единственный город, в котором можно остановиться в гостинице — Ханга Роа. Большинство туристов отдают предпочтение мини-отелям, а не сетевым операторам. Стоимость проживания немаленькая, номер на двоих уровня 2-3 «звезды» может стоить от 3-4 тысяч рублей. Всё потому, что многие товары на остров завозятся с материка, что повышает их цену.

Туризм — основной источник доходов населения. Гостиничный бизнес также является одним из главных на острове. В аэропорту каждый новый самолёт встречает толпа местных жителей, которые наперебой предлагают жилье в отелях или в своих домах.

Есть на острове и кемпинг — здесь можно разбить палатку или снять очень простую комнату за небольшие деньги. Между прочим, с интернетом. Чтобы попасть в кемпинг, надо найти в аэропорту гида с табличкой Mihinoa — так называется то место, где вы остановитесь.

На острове достаточно небольших кафе, где можно недорого перекусить. В меню стоит выбрать блюда из морепродуктов. Например, суп или стейк из тунца. Вообще стейки здесь очень хороши — из мяса и рыбы, с картофелем и зеленью. Местное пиво мягкое и очень приятное.

Некоторые ресторанчики находятся очень близко к воде. Они стоят на сваях, при этом одну из стен хозяева заведения могут снести, чтобы посетители любовались видом на океан.

На пляже стоят лотки с холодной водой, аборигены торгуют сладостями и прочими закусками, в воздухе витает запах шашлыка. Особо скучающие по России могут купить чебурек.
 
Как добраться
 
Из-за предельной географической отдалённости острова, многие полагают, что только наиболее отчаянные путешественники могут добраться до острова. В действительности, авиакомпании совершаются регулярные авиарейсы, а туризм является главной отраслью экономики острова. Чилийская авиакомпания «LAN Airlines является единственным оператором, осуществляющим регулярные авиарейсы на остров Пасхи, при этом местный аэропорт является транзитным пунктом остановки между Сантьяго и Таити. Являясь монопольным перевозчиком пассажиров, стоимость авиабилета этой компании весьма недешёвая.

Внутренние перелёты осуществляются по схеме «Сантьяго — Остров Пасхи — Сантьяго». В зависимости от того, какой билет вы заказали, международный или внутренний, вылет происходит из двух разных терминалов аэропорта города Сантьяго. Расписание авиарейсов зависит от времени года. Например, с декабря по март можно улететь только один раз в неделю. В остальные месяцы — два раза в неделю. Перелёт из Сантьяго длится около 5 часов. Начиная с ноября 2010 года, попасть на остров Пасхи можно будет также прямым рейсом из столицы Перу - Лимы. Все самолёты приземляются в единственном аэропорту острова Пасхи — Матавери.

На Рапа Нуи имеется всего одна пристань для небольших кораблей. Нет регулярного судоходного сообщения с другими уголками планеты. Если вы отважный путешественник, парусник «Сорен Ларсен» раз в году осуществляет путешествие на остров с берегов Новой Зеландии. Путешествие по времени занимает 35 дней. Остров расположен на пути между Южной Америкой и Полинезией. Курсирующие на этом маршруте круизные океанские лайнеры также делают остановку на острове Пасхи.

Координаты острова: 27°07’ ю. ш. 109°21’ з. д.

На территории острова действует около двух дюжин полицейских, в основном ответственных за безопасность в местном аэропорту. Присутствуют также вооружённые силы Чили (преимущественно ВМФ).
Действующая валюта на острове — чилийское песо (на острове также в обороте доллары США). Остров Пасхи — беспошлинная зона, поэтому поступления в бюджет острова от уплаты налогов сравнительно малы. В значительной степени он состоит из дотаций правительства.

При составлении статьи использованы публикации:
1. "Остров Пасхи" (материал Википедии)
2. "Остров Пасхи: история, достопримечательности" (материал сайта Tourist-area.com)
3. "Остров Пасхи - реликвия Лемурии" (материал сайта Живая этика)

Вторая часть научно-документального фильма Андрея Склярова:

© СВОБОДА ПУТЕШЕСТВИЙ